-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30553
 омментариев: 20043
Ќаписано: 66665

ј  ј »ћ» ќЌ» ЅџЋ», –”—— »≈?

ѕонедельник, 02 ќкт€бр€ 2017 г. 08:08 + в цитатник

ќ –оссии писали очень многие современники-иноземцы, и писали по-разному. ћожно даже отметить очевидную закономерность. “е путешественники, чь€ мисси€ в нашу страну была удачной, отзывались о ней благожелательно. ј те, кто потерпел фиаско, не жалели черных красок. ƒопустим, австрийский посол √ерберштейн, которому не удалось вт€нуть ћоскву в союз против турок, договариваетс€ до того, что русские люб€т калачи, “ибо они по форме напомниают €рмо”, а кулачные бои устраивают, чтобы люди приучались терпеливо сносить побои. ¬се это в общем объ€снимо. Ќо поражает другое — полна€ некритичности, а точнее даже избирательность, с которой последующие историки подходили к подобным свидетельствам. ќтбира€ лишь то, что соответствовало их собственным теори€м об отсталой допетровской –уси, населенной темными “варварами”. „то ж, € в этой и других главах € буду оперировать теми же источниками, что —оловьев,  остомаров и иже с ними. Ќо если брать факты, которые они старательно обходили стороной, картина-то получаетс€ другой.

» первое, что разлетаетс€ вдребезги, это представление о “диких” и пустынных кра€х, не идущих в сравнение с “благоустроенной” и окультуренной ≈вропой. “е же иностранцы пишут о городах “многолюдных, красивой, своеобразной архитектуры” (’уан ѕерсидский), что в –оссии “много больших и по-своему великолепных городов” (ќлеарий).  стати, выгл€дели тогдашние города и впр€мь импозантно.  репостные стены с башн€ми и изукрашенными воротами, маковки теремов, купола церквей, которые были главным украшением любого города. Ёто тоже отмечают многие — “храмы, из€щно и пышно разукрашенные” ( ампензе), “много прекрасных каменных церквей” (ƒженкинсон), “в каждом квартале церковь благородной архитектуры” и “удивительно красивой формы” (‘оскарино). “очнее, церкви строились парами, по 2 на приход — летн€€, неотапливаема€, и зимн€€. ј Ћизек писал, что “нельз€ выразить, кака€ великолепна€ представл€етс€ картина, когда смотришь на эти блест€щие главы, вознос€щиес€ к небесам”. » всегда оставл€л впечатление у путешественников перезвон колоколов.“÷еркви имеют очень много малых и крупных колоколов, в которые они при помощи особых веревок умеют звонить поочередно так ловко, что получаетс€ поистине музыкальный звон”(јйрман). ¬прочем, большинство иноземцев колокола раздражали, они были посто€нным, ежедневным фоном городской жизни. Ќо русским-то это нравилось.

¬ отличие от европейских центров, втиснутых в ограниченные площади каменных стен, наши города были гораздо более просторными, при каждом доме имелись большие дворы с садами, и с весны до осени они утопали в цветах и зелени. ”лицы были раза в три шире, чем на «ападе. » не только в ћоскве, но и в других городах во избежание гр€зи их, как и главные площади, устилали бревнами, а поверх мостили плоскими дерев€нными плахами. ”же тогда в –оссии существовал городской транспорт. ћаскевич в 1611 г. описывал, что на рынке ћосквы всегда стоит около 200 извозчиков. ѕолучив мелкую монету, извозчик “везет, как бешеный”, покрикива€ “поберегись”, а проехав определенное рассто€ние, останавливаетс€ — пока не получит следующий грош. ƒругие авторы тоже упоминают извозчиков, подробно разъ€сн€€, что же это такое — поскольку в ≈вропе тогда транспорт существовал только частный. ≈сли нет своей кареты или телеги, топай пешком. — наступлением ночи улицы перегораживались рогатками, охран€лись караулами стрельцов и казаков. ј при необходимости пойти куда-то в темное врем€ требовалось иметь при себе фонарь, иначе могли задержать дл€ вы€снени€ личности.

√орода, как уже отмечалось, были средоточием гражданской земской жизни. » ремесленными центрами, русские мастера удостоились самых высоких оценок современников. “√орода их богаты прилежными в разных родах мастерами” (ћихалон Ћитвин). “–усские ремесленники превосходны, очень искусны и так смышлены, что все, чего сроду не видывали, не только не делывали, с первого взгл€да поймут и сработают столь хорошо, как будто с малолетства привыкли, в особенности турецкие вещи, чепраки, сбруи, седла, сабли с золотой насечкою. ¬се вещи не уступ€т насто€щим турецким” (ћаскевич). ¬ ≈вропе очень ценились также издели€ наших резчиков по дереву, ювелиров, большим спросом пользовались на «ападе русские замки. »х и сейчас можно видеть в музе€х, от пудовых до крошечных, удивл€ющих своими причудливыми формами, да ведь еще и с “секретами”, с “хитрост€ми”.

ѕлощади €вл€лись одновременно рынками с лавками ремесленников, купцов, торгами привоз€щих свои товары кресть€н. ѕоблизости располагались харчевни, посто€лые дворы. Ќо пь€нство на –уси не приветствовалось, и “государевы кабаки” выносились подальше от центра, на пустыри или за городские стены. ѕить-то, конечно, пили, но это допускалось лишь по случаю праздников. ј за столь привычное в наши дни пь€ное шатание по улицам могли спровадить в “бражную” тюрьму, а если попалс€ во второй раз, то наутро еще и “протрезвить” батогами.

ѕодавл€юща€ часть росси€н составл€ла сельское население. » мы находим упоминани€, например, что местность между ћосквой и ярославлем “изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них” („енслер), о “множестве богатых деревень” (јдамс), о “красивых деревн€х” на ¬олге (ќлеарий). “очнее, в сельской местности населенные пункты раздел€лись на более крупные села — в 15–30 дворов и имеющие церковь, а к селам т€готели деревни — от 2 до 10 дворов. –ассто€ни€ в –оссии были огромными. Ќо различные районы св€зывались между собой довольно прочно, “почта организована похвально” (ћихалон Ћитвин).

ƒл€ этого существовала €мска€ служба — которой, кстати, на «ападе тоже не знали. “Ќа больших дорогах заведен хороший пор€док. ¬ разных местах держат особых кресть€н, которые должны быть наготове с несколькими лошадьми (на 1 деревню приходитс€ при этом лошадей 40–50 и более), чтобы по получении великокн€жеского приказа они могли немедленно запр€гать лошадей и спешить дальше. ≈сли эстафета, прибыв на место днем или ночью, подает светом знак, €вл€ютс€ €мщики со своими лошадьми. ¬следствие этого рассто€ние от Ќовгорода до ћосквы, в котором насчитываетс€ 120 немецких миль, может быть совершенно спокойно пройдено в 6–7 дней, а в зимнее врем€ по санному пути еще и того быстрее. «а подобную службу каждый кресть€нин получает в год 30 рублей или 60 рейхсталеров, может, к тому же, заниматьс€ свободно земледелием, дл€ чего получает от великого кн€з€ землю и освобождаетс€ от вс€ких поборов и повинностей… —лужба эта очень выгодна дл€ кресть€н, и многие из них стрем€тс€ быть €мщиками” (ќлеарий). ‘он Ѕухау уточн€ет, что €мы сто€ли через каждые 30 верст. Ќечто подобное существовало и на больших реках — ’уан ѕерсидский отмечает, что на ¬олге через каждые 10 дней пути в особых селени€х на казенных ладь€х происходила смена гребцов.

ѕериод с конца XV до середины XIX в. палеографы называют “малым ледниковым периодом”, было гораздо холоднее, чем сейчас. “ак что рассказы иностранцев о жутких русских морозах — не преувеличение. Ќо сурова€ природа подарила нашим предкам такое благо, как зимний путь.  оторого не было в ≈вропе, отнюдь не имевшей в XVII в. шоссейных дорог и полгода утопавшей в гр€зи. ≈ще  онтарини в 1477 г. с восторгом описывал пассажирскую кибитку из войлока — “сани вроде домика”. ј о более позднем транспорте сообщает ¬ебер: “—ани так закупорены, что снаружи воздух не проникает. ѕо бокам окошки, полки дл€ провизии и книг. Ќад головой светильник, зажигаемый с наступлением темноты. Ќа полу полсть. ¬ ногах нагретые камни или сосуд с гор€чей водой. –€дом ларец с вином и водкой”. Ќа повозки подвешивались большие фонари, чтобы можно было видеть дорогу ночью.

» представлени€ о “сонном царстве”, замкнутом в пределах натуральных хоз€йств, тоже рассыпаютс€ в прах. Ќапротив, возникает впечатление, что –усь пребывала в посто€нном движении!  аждую весну дес€тки тыс€ч двор€н и детей бо€рских с обслугой, казаков, отправл€лись из дома к южной границе. ј осенью — обратно. ј раз в 2–3 года — в ћоскву, на очередной смотр. “о есть проехатьс€ верхом, а то и пройтись пешочком откуда-нибудь из  остромы до  урска было дл€ росси€н вполне заур€дным делом. ѕо дорогам посто€нно двигались туда-сюда €мщики, шли паломники в далекие монастыри. ј зимой начинались интенсивные перевозки сданных налогов, оброков, товаров на рынки. » „енслер по дороге из ярославл€ писал: “«емл€ вс€ хорошо засе€на хлебом, который жители везут в ћоскву в таком количестве, что это кажетс€ удивительным.  аждое утро вы можете видеть от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой”. ¬от вам и “сонное царство”!

 аменные строени€ на –уси возводились давно, но их было относительно немного — важнейшие крепости, храмы, официальные представительства, палаты. ј жилые дома как в деревн€х, так и в городах, были в большинстве дерев€нными. –азумеетс€, не по причинам “отсталости” — дерев€нное жилье оказывалось более здоровым, дешевым, а зимой и более теплым. ”становлено, что от мороза в 40 градусов может защитить сосновый слой толщиной 20 см, а кирпична€ кладка нужна в 60 см. Ёто преимущество подмечали и иностранцы. “ƒерев€нные постройки дл€ русских, по-видимому, гораздо удобнее, нежели каменные и кирпичные, потому что в последних больша€ сырость, и они холоднее, чем дерев€нные” (‘летчер). “ “амошние зимние холода имеют такую поразительную силу, что пробираютс€ сквозь самые толстые каменные стены вместе с сыростью и, заморажива€ ее, покрывают снежной коркой; это видел € несколько раз сам” (ћейерберг). ѕоэтому даже царь, принима€ послов или провод€ заседани€ в каменных палатах, жить предпочитал в дерев€нном дворце.

” простонародь€, €сное дело, избы были попроще, чем царские и бо€рские хоромы. ј конкретна€ величина дома зависела от положени€ и достатка. ќсновой строени€ в любом случае €вл€лс€ сруб, размеры которого ограничивались длиной бревен. —рубы бывали и “круглые” (восьмиугольные) — дл€ постройки церквей, башен. ј дл€ жиль€ — четырехугольные. » из нескольких срубов, как из кубиков, сооружалс€ весь хоз€йственный комплекс. —троили всегда без гвоздей и только при помощи топоров. ќп€ть же, по опыту. ¬округ гвозд€ дерево быстро загнивает. ј при распиливании бревна махр€тс€, впитывают влагу и гниют — в то врем€ как топор уплотн€ет срез. ¬ один этаж ставились лишь самые бедные избушки. „аще — в два (а бывало и в 3–4). —низу находилс€ подклет, где держали скот, хоз€йственную утварь. ¬торым €русом на него надстраивалась жила€ отапливаема€ горница. Ћестница могла быть как внутри, так и снаружи. ≈сли снаружи, она называлась крыльцом (поскольку имела кровлю). ƒополнительным помещением €вл€лась повалуша — неотапливаема€, ее использовали дл€ хоз€йственных нужд и в качестве летнего жиль€, иногда тоже ставили на подклете. ј несколько соседних построек соедин€лись крытыми переходами — сен€ми. ¬ дворовый комплекс обычно входили и другие сооружени€ — гумно, овин, амбар, конюшн€, птичник, бан€.

ўели между бревнами конопатили мхом. ј окна были маленькими и изнутри задвигались доской-ставней, ходившей в пазах — дл€ сохранени€ тепла. Ћетом их часто держали открытыми. Ќа зиму вставл€ли рамы, зат€нутые дл€ пропускани€ света промасленным холстом, бычьим пузырем, а у людей среднего достатка и богатых со слюдой. » оп€ть не из-за “отсталости”. Ќа «ападе бедн€ки тоже примен€ли бычий пузырь, а изготовл€вшеес€ там стекло было в то врем€ толстым, неровным и мутным, окна набирались из кусочков по 15–20 см. —люда оказывалась прозрачнее, и куски ее были больше. ј дл€ русских она была и дешевле, чем дл€ европейцев, поскольку добывалась в больших количествах именно у нас и вывозилась на экспорт (лучшие сорта слюды так и назвали — “мусковит”, из ћосковии). “—люда пропускает свет изнутри и снаружи лучше, нежели стекло и потому еще заслуживает преимущество перед стеклом и рогом, что не трескаетс€ как первое и не горит как второе” (‘летчер). ј ѕавел јлеппский был в восторге от “чудесных выпуклых и гладких оконниц из каменного хрустал€”.

 рышу строили высокую, со скатами, чтобы на ней не задерживались снег и вода. » покрывали дощаником из осины — дерева, которое от воды набухает, уплотн€етс€ и удерживает влагу. »ли просто кусками дерна с травой — они срастались, и покрытие становилось сплошным. Ћюба€, даже кресть€нска€ изба, богато украшалась резьбой: наличниками, фигурным коньком крыши, узорами крыльца. “ѕостройка… из бревен превосходна. Ќет ни гвоздей, ни крючков, но все так хорошо отделано, что нечего похулить, хот€ у строителей все оруди€ состо€т в одних топорах” (∆ан —оваж ƒьеппский). ƒома, “замечательные и хорошо устроенные”, возведенные “очень хорошо и пропорционально”, расхваливают ‘оскарино, —мит, ”илкинс. ј голландец —трюйс отдает должное “инженерам”, “архитекторам”, и “превосходным мастеровым”, особенно плотникам, “которые в этой стране делают все, и так ловко, что в сутки стро€т дом”.

¬нутри избы значительную площадь занимала печь — больша€, массивна€. ≈е протапливали раз в день, и она сутки держала тепло. Ќа рисунках путешественников XVII в. в ћоскве и крупных городах дома изображены с трубами. “рубы и дымоходы в домах столичного простонародь€ упоминаютс€ и в делах по расследованию причин пожаров. Ќо в деревне и провинции топили по старинке, по-черному. ’от€ обитател€м это не доставл€ло особых неудобств. —истема вентил€ции устраивалась очень умно, дым выт€гивалс€ через специальное окошко под коньком крыши, и копоти в избе не было. » ко всему прочему такое отопление имело р€д преимуществ. ќно было более безопасным в пожарном отношении, в доме сохран€лось больше тепла. Ќад печью, под крышей, можно было подвешивать дл€ копчени€ м€со, птицу, рыбу. » наконец, дым дезинфицировал жилище, в нем не заводилось насекомых.

ќбычно плотники делали и “нутрь” — меблировку дома. ”гол возле печи €вл€лс€ рабочим местом хоз€йки, его называли “бабий кут”. «десь же об€зательно располагалс€ рукомойник из меди или керамики и лохань. ј угол по диагонали от печи был “красным”, там висели иконы, он считалс€ самым почетным местом. ¬ типичный интерьер входили стол, полка дл€ посуды, сундуки, лавки и скамьи (они отличались тем, что скамьи можно было передвигать, а лавки крепились к стене намертво). —емьи были большие, из трех поколений — стариков, их женатых детей и внуков. » ничего, уживались все вместе. —тарики спали на печи, малышн€ — на пристроенных к ней полат€х, а взрослые по лавкам. Ћетом становилось просторнее — хоз€ева ночевали в повалуше, а законным местом молодоженов считалс€ сеновал.

 ак же выгл€дели наши далекие предки? –азумеетс€, их нар€ды отличались от нынешних и могут показатьс€ нам странными, а то и смешными. Ќо надо помнить, что у каждой эпохи и каждого народа свои вкусы, и уж наверное, одежды росси€н выгл€дели не более странно, чем современные им западные моды: высоченные, похожие на перевернутое ведро шл€пы с крохотными пол€ми, огромные кружевные воротники, где голова смотрелась, как €блоко на блюде, короткие колоколовидные штанишки с обт€гивающими чулками у мужчин, а у женщин — вороха юбок на пристегивающемс€ к телу громоздком металлическом каркасе…

–усские предпочитали одежду просторную, не стесн€ющую движений — но и щегольнуть любили. ћужчина надевал две пары портов и рубах, исподние и верхние. ¬ерхние штаны делались с зат€гивающимс€ по€ском, а рубаха украшалась вышивкой и носилась навыпуск. —амой распространенной верхней одеждой €вл€лс€ кафтан. ≈го носили все слои населени€, а шили, в зависимости от достатка, из разных сортов сукна, бархата, парчи. ќн был долгополым и застегивалс€ спереди. –укава на –уси считались важным декоративным украшением, ради шика их делали до земли. » либо собирали складками, либо просовывали руки в специальные прорези в боках одежды, а рукава свисали по бокам или зав€зывались небрежным узлом на спине. «нать щегол€ла и высокими сто€чими воротниками-“козыр€ми”. —уществовали всевозможные разновидности кафтанов, скажем, зипун, более легкий, доходивший до колен и без воротника. »ли праздничные терлики и фер€зи, их изготовл€ли с широким подолом, обшивали мехом, жемчугом, золотым позументом.

ѕоверх кафтана внакидку, на плече, мог носитьс€ опашень. »ли охабень (более т€желый и теплый). ¬ холодное врем€ одевали однор€дку, что-то вроде легкого пальто. »ли шубу. Ќо шубой тогда называли любую меховую одежду и носили часто не от холода, а дл€ красоты. ѕривычный нам фасон с “голым” мехом называлс€ нагольной шубой. ј чаще их шили мехом внутрь, снаружи покрыва€ тканью. ” кресть€н были овчиные шубы с суконным покрытием, у людей пососто€тельнее — и мех подороже, и ткань: парча, дамаск, бархат, с шитьем и разными украшени€ми. ƒл€ защиты от непогоды служила епанча — плащ, застегивающийс€ спереди.

ќбувь у всех сословий была распространена кожана€. —апоги в то врем€ кроили на одну ногу и только в носке им придавали форму правой или левой. –усские сапоги были с короткими голенищами и остроносые, а по цене отличались — были из простой кожи, были и из сафь€на, с тиснением, расшитые жемчугом, золотой и серебр€ной нитью.  ресть€не дл€ будничных хлопот носили удобные и легкие лапти. Ќо и они, выбира€сь в город, надевали сапоги — необычную дл€ них плетеную обувь иностранцы отмечают редко и только в деревне.

¬ажными детал€ми туалета считались шапка и по€с. Ўапки делали в виде колпака из войлока, сукна или бархата, подбива€ или обшива€ мехом (и тоже часто украшали). Ѕо€ре носили высоченные “горлатные” шапки. ѕо€с, как и шапка, служил показателем общественного положени€, поэтому его старалсь выбрать покрасивее.   нему обычно пристегивались нож и ложка, у служилых — ножны сабли. Ѕыли в ходу и кушаки, которыми обкручивались несколько раз. Ќар€д нередко дополн€лс€ посохом (у простонародь€ — палкой). ј кошель с деньгами и мелкими предметами обихода подвешивалс€ на ремешке или цепочке на груди.

ћужчины об€зательно носили усы и окладистую бороду. —тоглавый —обор в XVI в. осудил брадобритие, как искажение природного, данного от Ѕога, лица. ƒа и вообще лишитьс€ бороды считалось позором, это была мужска€ гордость. ¬олосы на голове стригли “в кружок”, знать часто брила их наголо. ѕо впечатлени€м иноземцев, русские мужчины были большей частью рослыми, крепкими людьми, и, по тогдашним канонам, у них ценилась “дородность”, то бишь полнота (хот€ вр€д ли подобные стандарты могли относитьс€ ко всему населению — попробуй-ка с животиком землю попаши или прогул€йс€ на южную границу!) Ќо если к внешности мужского пола путешественники (будучи сами мужчинами) относились обычно критически, то дамами многие восхищались. “ ∆енщины вообще весьма красивы, одежды и шапки из куньего меха, которые они нос€т, придают им еще большую красоту” (’уан ѕерсидский). “ј если упом€нуть жен и женщин московитов, то таковые с лица столь прекрасны, что превосход€т многие нации. » самих их мало кто может превзойти” (јйрман). “–усские женщины сколько красивы, столько же и умны” (Ћизек).

ќснову женского костюма составл€ла рубаха. Ќижнюю сорочку шили из тонкого льн€ного полотна. Ќо других предметов интимного бель€ тогдашние дамы не знали — и не только в –оссии. Ћифчик был известен лишь в странах мусульманского ¬остока, а моду на дамские панталоны впервые ввела в XVI в. ≈катерина ћедичи. Ѕудучи довольно невзрачной, она имела красивые ноги, и чтобы их демонстрировать, внедрила посадку на лошади “амазонкой”. ј чтобы при этом не открылось больше, чем нужно, добавила укороченные мужские штаны. Ќо ни ортодоксальные католические страны, ни протестанты у себ€ это французское новшество еще не допускали, счита€ чересчур легкомысленным.

” русского простонародь€ нижн€€ рубаха, дополнившись по€ском, служила и домашним нар€дом. ј дл€ выхода на улицу или в поле к ней добавл€лась юбка-понева либо сарафан. ќн в ту эпоху делалс€ на бретел€х и застегивалс€ спереди, поддержива€, но не закрыва€ грудь. ƒл€ парадных случаев, а у состо€тельных женщин на каждый день, поверх нижней сорочки надевалась “красна€” — красива€, из шелка и других дорогих тканей. — вышивкой и оп€ть с длинными рукавами, собиравшимис€ на руках в складки, которые удерживались браслетами.  ак у женщин, так и у мужчин праздничным дополнением к рубашке служило ожерелье или оплечье. Ќо ожерельем тогда называли не бусы, а накладной воротник, расшитый жемчугом и узорами.

∆енским платьем “на выход” был летник из €ркой материи с длинным подолом. ќн надевалс€ через голову, а рукава сшивались только до локт€, свиса€ ниже свободными полотнищами. ѕоверх сарафана или летника дл€ тепла и красоты носили душегрею — короткую безрукавку, или телогрею — более длинную. ¬накидку набрасывали опашни из цветного сукна или парчи. ¬ холодное врем€ года нар€жались в шубки. ∆енска€ шубка, в отличие от мужской, тоже шилась по типу рубахи и надевалась через голову. ¬се детали выходного туалета украшались шитьем, позументом, меховой оторочкой, золотыми и серебр€ными пуговицами.

ƒомашн€€ обувь, туфельки без задников, была очень похожа на нынешнюю. ј на выход обувались в сапожки или башмаки-чоботы. »ногда их голенища изготовл€лись из дорогих расшитых тканей. ѕричем русские модницы любили ходить на чрезвычайно высоких каблуках, в “четверть локт€”, так что “передн€€ часть башмака с пальцами ног едва доходит до земли” (ќлеарий). ƒл€ нынешних девушек это обычно, но в XVII в. иностранцы удивл€лись и считали столь высокие каблуки очень неудобными, в ≈вропе таких еще не носили. ѕоражало зарубежных гостей и увлечение наших дам косметикой — белилами, рум€нами, подкрашиванием ресниц и бровей. „ем они, кажетс€, и впр€мь злоупотребл€ли. ¬едь по русским пон€ти€м красавице полагалось быть белолицей, рум€ной и чернобровой. ’от€ на вкус и цвет товарищей нет, самим-то русским это нравилось, как и некоторым иностранцам.  стати, тогдашние европейцы объ€вл€ли “варварством” и обычай татарок красить ногти.

ќсобым вниманием у женщин пользовалс€ головной убор. Ќезамужние девицы часто оставл€ли волосы открытыми, прихватыва€ их обручем, кокошником или простой перев€зкой. ѕрически себе делали очень сложные. Ќапример, сзади длинна€ коса, а по плечам распущенные завитые волосы. ƒа еще и косу порой украшали “жемчугом и золотом… а на конец свисающей косы навешивают они кисть из шелковых нитей или переплетеную жемчугом, золотом, серебром, что очень красиво” (јйрман). «амужним дамам ходить “простоволосыми” уже не полагалось. ќни убирали прическу под сетку-волосник, а выход€ из дому, надевали убрус — платок, закрывающий голову, часть шеи и плеч. »ли сплошной твердый убор, кику.  ак девицы, так и замужние (поверх убруса) часто носили красивые шапочки из парчи, атласа или бархата с меховой опушкой. ј взрослые девушки щегол€ли в высоких лисьих шапках-“столбунцах”.  онечно, не обходилось и без серег, бус, колечек, браслетов. “ќни по своему обычаю сверх меры украшают себ€ жемчугом и драгоценност€ми, которые у них посто€нно свисают с ушей на золотых кольцах, также и на пальцах нос€т драгоценные перстни” (јйрман).

¬ общем русские костюмы выгл€дели очень €рко, живописно и разнообразно. ј “хорошие манеры” своего времени усваивались с детства. ƒевушка вырабатывала пр€мую и стройную осанку, плавную походку, неторопливую речь. “ћосковска€ женщина умеет особенным образом представить себ€ серьезным и при€тным поведением… ќни €вл€ютс€ с очень серьезными лицами, но не недовольными или кислыми, а соединенными с приветливостью; и никогда не увидишь такую даму хохочущей, а еще менее с теми жеманными и смехотворными ужимками, какими женщины наших стран стараютс€ про€вить свою светскую при€тность. ќни не измен€ют своего выражени€ лица то ли дерганьем головы, то ли закусыва€ губы или закатыва€ глаза, как это делают немецкие женщины… не нос€тс€, точно блуждающие огоньки, но посто€нно сохран€ют степенность, и если хот€т кого приветствовать или поблагодарить, то при этом выпр€мл€ютс€ из€щным образом и медленно прикладывают правую руку на левую грудь к сердцу и сейчас же серьезно и медленно опускают ее… ¬ итоге они производ€т впечатление благородных личностей” (јйрман). ¬прочем, суд€ по другим источникам, подурачитьс€ и повеселитьс€ русские девицы тоже любили. Ќо конечно же, не при гост€х-иностранцах.

≈ще одной характерной чертой русских была их крайн€€ чистоплотность. ¬ баню ходили через 2 — 3 дн€. Ёто отметили практически все иноземцы — в качестве экзотики. ¬едь, как уже указывалось, жители большинства западных стран в ту эпоху почти не мылись. —уществовали даже “научные” теории, будто купание вредит здоровью и вызывает р€д опасных заболеваний. ј ‘летчер сетует — как же, мол, русские женщины не дорожат красотой, поскольку регул€рное мытье “портит цвет лица”! Ќа берегу реки в каждом городе всегда сто€ла шеренга “государевых” бань. ’от€ зимой ими пользовались в основном приезжие и беднота — уважающие себ€ хоз€ева имели собственные бани. Ќо в жаркое сухое врем€ их топить запрещали во избежание пожаров, и владельцам тоже приходилось ходить в общественные. —тоило это очень дешево — допустим, в ¬еликом ”стюге годовой сбор от бань составл€л около 40 руб. (1 % от сбора с кабаков).

ќценки этого русского обыча€ диаметрально разн€тс€ в зависимости от национальности авторов. “ак, в —кандинавии и ѕрибалтике паритьс€ тоже умели и любили. » швед јйрман, приглашенный в “мыльню” вельможи, с восторгом описывает регулируемые окошки дл€ выпуска пара, поливание на каменку воды, настоенной на целебных травах. » то, что “на лавки дл€ потени€ подкладывают длинные м€гкие травы в мешке из тонкого полотна”, а пол, устилают мелко нарезанной и раздавленной хвоей, отчего в бане делалс€ особый дух. ѕонравилс€ ему и обычай обдаватьс€ после парной холодной водой или вал€тьс€ в снегу. “¬ общем ни в одной почти стране не найдешь, чтобы так умели мытьс€, как в этой ћоскве”.

Ќо большинство чужеземцев, суд€ по их описани€м, ходили по бан€м только чтобы поглазеть на голых баб. ѕотому что заведени€ дл€ обоих полов были едиными. ѕравда, мылись и раздевались по отдельности — и предбанник, и парна€ разгораживались надвое бревнами. Ќо сени между ними были общими, ходили через них мужчины и женщины, и “только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место”. » на улицу дверь была обща€. ј через нее пар€щиес€ бегали за водой, летом прыгали в реку, а зимой в прорубь или вал€лись в снегу. “ огда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары, до того, что не могут больше вынести в бане, то и женщины, и мужчины голые выбегают, окачиваютс€ холодной водой или вал€ютс€ в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом они бегут в гор€чую баню” (ќлеарий).

ј завершались такие описани€ выводами о крайней безнравственности русских. Ќапример, сотрудники голландского посольства, специально катавшиес€ по льду, абы полюбоватьс€ на людей, бегавших из бань к проруб€м, возмущались: “ќни вели себ€ крайне бесстыдно при нашем проезде” ( ойэтт). ’от€ спрашиваетс€ — кто же на самом деле вел себ€ бесстыдно, тот, кто пришел помытьс€ или лезет подгл€дывать? ѕросто русские ханжескими комплексами не страдали и жили по принципу “что естественно, то не безобразно”. ”ж наверное, каким-то добрым молодцам и красным девицам нравилась возможность “не нарочно” сверкнуть своим телом, но ничем неприличным это не считалось.  ак не считалось неприличным и проживание большой семьи в общей избе — что ж там, супруги всю зиму воздержанием себ€ изводили? Ќичего зазорного не было и в том, когда молодайка при своих домашних или односельчанах выпростает грудь покормить младенца. ј вот если замужн€€ баба, перед тем бегавша€ по бане в полном естестве, пойдет домой, не спр€тав волосы под головной убор, это было действительно неприлично — она не обозначила своего семейного положени€, подает повод дл€ соблазна.

ќсобо коснемс€ представлений о том, будто “отсталый” русский народ проз€бал в описываемую эпоху в бедности и нищете. ‘акты оп€ть показывают обратное. ¬се без исключени€ иностранные путешественники рисуют картины чуть ли не сказочного изобили€ — по сравнению с их родными странами! «емл€ “изобилует пастбищами и отлично обработана…  оровьего масла очень много, как и вс€кого рода молочных продуктов, благодар€ великому обилию у них животных, крупных и мелких” (“ь€поло). ќтмечают “изобилие зерна и скота” (ѕеркамота), “обилие жизненных припасов, которые сделали бы честь даже самому роскошному столу” (Ћизек). “¬ –оссии легче достать плодов, нежели в другом месте; каковы, например, €блоки, груши, сливы, вишни, крыжовник, смородина, дыни, морковь, свекла, петрушка, хрен, редька, редиска, тыква, огурцы, сера€ и бела€ капуста, лук, чеснок, исоп, майоран, тимь€н, базилик, перец”(ѕетрей).

» все это настолько дешево, что доступно каждому! “¬ этой стране нет бедн€ков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выход€т на дорогу отыскивать, кому бы их отдать”(’уан ѕерсидский — очевидно, име€ в виду раздачу милостыни). “¬ообще во всей –оссии вследствие плодородной почвы провиант очень дешев” (ќлеарий). ќ дешевизне пишут и Ѕарбаро, ‘летчер, ѕавел јлеппский, ћаржерет, ћейерберг. »х удивл€ет, что руские так зажрались, что дроздов, жаворонков, з€бликов “считают не сто€щими того, чтобы за ними охотитьс€ и употребл€ть их в пищу” (ќлеарий). »х поражает, что м€со настолько дешево, что его даже продают не на вес, “а тушами, или руб€т на глазок” (ћаржерет). ј кур и уток часто продавали сотн€ми или сороками ( онтарини).

„то ж, этому были причины. Ќа –уси обычаи запрещали есть тел€тину, излюбленную у европейской знати.   тому же в году было около 200 постных дней — четыре поста, среды, п€тницы. —кот мог плодитьс€, нагуливать вес. ј где скот — там и удобрени€, и урожаи. –усска€ агротехника была очень развита, иноземцы, например, описывают сложные методики, по которым выращивались дыни — даже в ћоскве и на —оловках! ј дл€ постных дней хватало рыбы. ќт осетровой, ловившейс€ на ¬олге и ќке, до той, что целыми обозами шла с —евера. “¬о всей ≈вропе нет более лучших рыб” (ћаржерет). ’ватало и дичи, меда, воска дл€ освещени€, скот давал шерсть и войлок, выращивались лен, конопл€, а отсюда “полотна в –оссии очень много” (ќлеарий). » ћейерберг приходил к выводу: “¬ ћоскве такое изобилие всех вещей, необходимых дл€ жизни, удобства и роскоши, да еще получаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире, хот€ бы и с лучшим климатом и плодородием пашен, обилием земных недр или с более промышленным духом жителей”.

 стати. плодородие почвы на самом-то деле было куда ниже, чем во ‘ранции или √ермании. Ќо когда современные фальсификаторы истории, вроде –. ѕайпса, и подпевающие им отечественные полудурки принимаютс€ на основе вычислений урожайности доказывать, будто –осси€ по климатическим услови€м ну никак не могла не отставать от «апада, хочетс€ напомнить, что уровень хоз€йства зависит не только от плодороди€. Ѕлагососто€ние росси€н определ€лось наличием сильного централизованного государства.  роме периода —муты, страна не знала ни опустошительных междоусобиц, ни крупных вражеских вторжений. Ќаконец, сказывалась практика не обремен€ть народ большими налогами.  ресть€нин имел возможность развивать и расшир€ть хоз€йство, поставить на ноги и отделить детей — уже со своими хоз€йствами. ¬ результате выигрывало и государство, когда требовалось собрать “п€тую” или “дес€тую деньгу”. Ќо пока така€ надобность не возникла, эта “деньга” оставалась в обороте хоз€ина, принос€ дополнительную продукцию и прибыль.

ѕоэтому и до —муты, и после нее, когда страна начала выходить из кризиса, росси€не жили далеко не бедно. ƒаже кресть€нки об€зательно носили большие серебр€ные серьги (‘летчер, Ѕрембах). √олландец ћасса пишет, что при встрече посольства “все улицы ћосквы были заполнены людьми, одетыми по-праздничному, в толпе было много женщин, украшенных жемчугом и увешанных драгоценными камень€ми”. ”ж наверное, в толпе теснились не бо€рыни. ƒатчанин –оде также отмечает, что “даже женщины скромного происхождени€ шьют нар€д из тафты или дамаска и украшают его со всех сторон золотым или серебр€ным кружевом”. ¬ кресть€нских хоз€йствах, по разным документам, насчитывались дес€тки голов скота. » денежки водились. „асто упоминаютс€ суммы в 30, 50 руб. Ќакоплени€ м€сника ћинина перед организацией ополчени€ составл€ли 500 руб. ¬ середине XVII в. челобитна€ из ”стюга сообщает о разбойниках, которые у “многих кресть€н” вымучивали “рублей по сту”. ј это ведь были огромные суммы!  орова стоила 1 — 2 руб, овца — 10 копеек, курица — 2 копейки.

¬ уголовном деле “имошки јнкудинова отмечено, что он украл у писар€ Ўпилькина украшени€ его жены стоимостью 500 руб. ” жены не кн€з€ или купца, а писар€! »ли возьмем такие заведени€, как кабаки. ¬ начале XVII в. 3 кабака Ќовгорода приносили доход 6 тыс. руб., а кабаки ”стюга — 4,5 тыс. ’от€, может, кто-то последнее спускал, сейчас речь о другом. ѕолучаетс€, что люд€м было что в кабак нести. –азумеетс€, тут у читателей могут возникнуть инстинктивные возражени€ — что-то неправдоподобное получаетс€! ¬едь всем известно, что русский мужик и деньги-то не всегда видел, зимой и летом в лапт€х ходил, м€со только по праздникам нюхал и хлебал пустые щи с постной кашей, да хорошо еще если с хлебом, а не с лебедой…

—топ! Ќе стоит передергивать разные эпохи. Ёто “общеизвестное” представление о “мужике” сложилось не в XVII, а в XVIII–XIX вв.  огда земское государство сменилось абсолютизмом западного образца, потребовались большие налоги на регул€рную армию и флот. » когда образ жизни и нравы тоже изменились. ¬от две любопытные характеристики. ‘оскарино писал: “ћосковит€не живут в своих домах скорее богато, чем роскошно”. ј ќлеарий (несмотр€ на утверждени€ об изобилии), что руские живут “плохо в смысле дешево”. ѕотому что на «ападе богатство определ€лось именно дороговизной удовольствий, приобретений, построек. ј в нашей стране излишн€€ роскошь в XVII в. еще не ценилась.  расиво одетьс€, иметь возможность хорошо поесть и друзей угостить, накопить на приданое дочер€м, жертвовать в церковь, дл€ служилого — обзавестись добрым конем и качественным оружием. ј что еще человеку надо?… Ќу а когда, “просветившись”, русска€ знать вошла во вкус импортного образа жизни, научилась проигравать состо€ни€ в карты, проматывать на развлечени€, гон€тьс€ за привозными новинками и изысками, вот тогда оно и кончилось, народное изобилие и благососто€ние. » утекло через “прорубленные окна” в карманы чужеземных купцов.

providenie

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
# # ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку