-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


”краденные традиции: купание в проруби

—уббота, 23 январ€ 2016 г. 16:02 + в цитатник
–ѕ÷ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на  рещение √осподне купатьс€ в проруби: €кобы вода в этот праздник становитс€ св€той, и человек, окунувшийс€ в лед€ную воду, не заболеет. » сегодн€ каждый православный считает своим долгом поплескатьс€ в крещенской проруби.
 
Ћюбопытно, что свидетельств о том, что это €вление носило массовый характер, нет.  онечно, о самой традиции можно найти упоминани€ в классической литературе (например, у  уприна и ЎмелЄва). Ёто позвол€ет говорить о том, что на  рещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.
 
” ƒал€ мы находим:  ¬ иордани купаютс€, кто о св€тках р€дилс€. « то о св€тках р€дилс€» - то есть, те, кто на св€тки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил кол€довать, словом, грешил, как мог. » купание в лед€ной воде, котора€, как прин€то считать, в крещенскую ночь становитс€ св€той – это такой способ очиститьс€ от грехов. ƒругим купатьс€ было необ€зательно.
 
ћало кто задумываетс€ над тем, откуда пошла столь экстремальна€ традици€. ј меж тем она имеет глубокие корни, уход€щие во времена, когда христианством на –уси даже и не пахло. 
 
—лав€нские традиции купани€ в проруби восход€т к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в лед€ную воду, приуча€ их к суровой природе. Ќа –уси после бани любили окунутьс€ в лед€ную воду или прыгнуть в сугроб.
 
¬ообще, купание в проруби - это часть древних €зыческих инициатических воинских обр€дов.
 
¬ековые, а то и тыс€челетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. ¬ качестве примера можно привести €зыческий праздник ћасленицу, которую пришлось прив€зать к началу великого поста.
 
÷ерковь, будучи не в силах побороть €зыческие обр€ды, вынуждена была дать им свое каноническое объ€снение - дескать, следу€ евангельским мифам, православные люди повтор€ют процедуру «крещени€ ’риста в »ордане». ѕоэтому купание в проруби  в любые другие дни, кроме  рещени€,  жестоко преследовалось церковью - как пр€мое кощунство и €зычество. ¬от почему ƒаль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное врем€ и не всеми.
 
»сторикам известен факт, что »ван √розный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бо€р: заставл€л их сбрасывать шубы и весело ныр€ть в прорубь, дела€ вид, что им это легко и просто. ѕричем, делал он это не в рамках православи€, а именно в традици€х воинских доблестей.
 
≈сть ещЄ один любопытный момент: само меропри€тие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношени€ не имеет.
 
—огласно библейскому мифу, »оанн  реститель при помощи обр€да окунани€ в »ордан «сосватал» ’ристу —в€того ƒуха, как до этого сватал его раньше другим своим последовател€м. Ќа греческом этот обр€д называетс€ Βπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крест€т).
 
–усское слово «крещение» восходит к древнерусскому слову «крес», означающему «огонь» (корень как в слове «кресало» – огниво, кремень дл€ высекани€ огн€). “о есть, слово «крещение» означает «возжигание». ѕервоначально оно относилось к €зыческим инициатическим обр€дам, призванным в определенном возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», котора€ в нем есть от –ода. “аким образом, €зыческий обр€д крещени€ означал (или закрепл€л) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло). 2
 
¬ современном русском €зыке остались отголоски этого обр€да: «боевое крещение», «рабочее крещение». —юда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
–азумеетс€, что сами обр€ды инициации отличались в зависимости от характера крещени€: обр€ды посв€щени€ в бойцы, знахари или кузнецы были разными. ѕоэтому слово «крещение» всегда уточн€ли, прибавл€ли слово, по€сн€ющее, на какой статус оно, на какое поприще.
 
’ристиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своЄ по€снение – крещение водой – такое словосочетание часто можно найти в русских переводах —в€щенного писани€. Ќашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражени€ – «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющеес€.
 
 
 
—акральный смысл «крещени€» водой в детстве как магического обр€да заключаетс€ в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого јдама, а по сути - от ƒиавола, от ѕрироды) и замена ее —в€тым ƒухом, который спускаетс€ на него непосредственно сверху. “.е. «крещаемый водой» этим обр€дом как бы отрекаетс€ от своих корней, от своей земной природы - отрекаетс€ от –ода.
 
—лово «крест» в значении нескольких (не об€зательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова «крест», означавшего тип кострища (полений, сложенных  определЄнным образом). “акое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечени€ поленьев, бревен, досок или линий. ќно изначально было (и сейчас €вл€етс€) синонимом к слову «крыж» (корень, как в слове «кр€ж» - вывороченный из земли пень с переплетенными корень€ми). —леды этого слова в современном €зыке осталось название города  рыжополь (город  реста) и в бухгалтерских профессиональных терминах «крыжик» - крестик (галочка) в ведомости, глагол «крыжить» - провер€ть, свер€ть ведомости. ¬ других восточнослав€нских €зыках оно так и бытует (в белорусском, например, «крестоносец» - это «крыжаносец, крыжак»).
 
’ристиане, слили эти два разнородных, хот€ и однокоренных, пон€ти€ - крест (на котором расп€ли) и крещение (обр€д христианской баптизмы), свед€ их к слову «крест» как пересечение линий.
 
“аким образом, христиане не только позаимствовали слово дл€ обозначени€ обр€да, но еще и приплели к этому обр€ду традицию купани€ в проруби.
 
–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ќмоложение с удовольствием/ расота и «доровье
 расота и «доровье/«доровье
ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.


ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку