-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 66) ÷арство_ улинарии ‘эн-шуй _япони€_ town_of_art zdravy ‘рекен_Ѕокъ Ќародные_советы ¬€заный_вальс ѕостџ_дл€_цитатника  ак_всей_семьей_выучить_€зыки Ћюбимые_рецептики ћамины_радости —ладкое ∆ивопись_ ита€ полезные_игрушки ћо€_косметика Live_Memory худеем_все ѕарижское_кафе -ћалыш»-  рошкин_ƒом ƒом_ укол _ѕоЋе«нџй_—уЌд”чќк_ гќрќд_ƒе“с“вј ѕ–»√ќ“ќ¬»ћ_»_—Џ≈ƒ»ћ ѕиар_котами ќЅЏ≈ƒ»Ќя…“≈—№_ЅЋќ√≈–џ јудиокниги ћо€_кулинарна€_книга јрт_ алейдоскоп я-∆енщина ¬сем_¬кусно дл€_милых_девушек “ј…Ќџ_ћј√»» аспергер Ѕуддизм ¬етеринарный_кабинет ќбречены_на_—частье Ўедевры_от_ћаришки –»ј_Ќовости ”сы_лапы_и_хвост  нут_и_ѕр€ник ќ—≈Ќ№_и_«»ћј Ўкола_слав€нской_магии »нтересно_об_ј¬“ќ Ќеудержимые_ручки Ўкола_ѕограничье  ошколюбам Ћи–у ”голок_психолога —ƒ¬ ¬кусно_Ѕыстро_Ќедорого  нижный_Ѕ”ћ Camelot_Club “олько_дл€_женщин MY_HIT Japanese_Existence KAZAKI Ўкола_кулинара No_Drink ѕойдем_поедим –уны простые_рецепты ¬сЄ_дл€_дома_и_дачи The_Sims-3 Twitter_RU
„итатель сообществ (¬сего в списке: 15) ѕланета_Ќочь —сылочки_мал€там Ќа_ƒевичник ќ_—амом_»нтересном –»ј_Ќовости Ўкола_»ггдрасиль Ўкола_слав€нской_магии atelier_du_design CAPRICEdesDIEUX CommunityEnglishLanguage esoteric-magic MY_HIT Live__ART Mimi_Kids WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30555
 омментариев: 20043
Ќаписано: 66667

ћј–ј«ћ ” –ќ¬ ¬—≈  –≈ѕ„ј≈“. ѕќ —”—≈ јћ ѕќ—≈ –≈ЅЋ»ї. „“ќ ќЅў≈√ќ ”  ќЋќЅ ј » ћјЋ№„» ј-—-ѕјЋ№„» ј?

¬торник, 20 ќкт€бр€ 2015 г. 07:41 + в цитатник
”краинский политолог ¬алерий Ѕебик увидел в  олобке древнеукраинского бога солнца -  оло-Ѕога. ќн за€вил, что мы украли эту украинскую сказку: по спецзаданию —талина еЄ русифицировал јлексей “олстой. 
 
¬ доказательство он привЄл « олобка» на украинской мове из сборника малорусских сказок, изданного в начале XX века националистом Ѕорисом √ринченко. ѕолитолог умолчал, что знаменитый ј. јфанасьев издал русские сказки с « олобком» на несколько дес€тилетий раньше. Ќедосуг ему было и вы€снить, что «колобков» в –оссийской империи записано немерено: 16 русских вариантов, 8 украин­ских, 5 белорусских. “акие же сказки есть у прибалтов, скандинавов, англичан, нем­цев, татар и узбеков. Ёта сказка интернациональна, у разных народов могут различатьс€ виды хлеба (есть пончики, блинчики, лепЄшки, пирожки, булочки и пр€ничный имбирный человечек), но их всегда делают дед и бабка, хлеб всегда с песней убегает от зверей или людей, но съедает  олобка всегда лиса.
 
“рудные роды
 
Ќесмотр€ на всемирность, « олобок» изучен плохо. ¬прочем, как «–епка», « урочка –€ба» и другие сказки дл€ малышей. ¬зрослым они кажутс€ примитивными, дет€м - нрав€тс€. ѕочему? ¬еликий учЄный-«сказочник» ¬ладимир ѕропп считал их очень древними - реликтовыми. ќни - продукт ранних форм человеческого сознани€: а детское сознание такое же, как и у древних предков.
 
–еалии, лежащие в основе таких сказок, забыты, и восстановить их очень сложно. Ќо это удалось Ќиките »льичу “олстому - известнейшему слависту, академику, правнуку Ћьва Ќиколаевича и отцу телеведущей ‘Єклы “олстой. ¬ы помните песенку  олобка?
 
я по коробу скребЄн,
 
ѕо сусеку метЄн,
 
Ќа сметане мешон,
 
ƒа в масле пр€жон,
 
Ќа окошке стужон…
 
“олстой внЄс решающий вклад в «колобковедение», увидев в этом «текст творени€» - по народным представлени€м, эти песни и заговоры обладают магической и защитной силой. ¬ них говоритс€, как из «плоти» растений делают продукты, одежду и т. п. ѕроизводственный процесс описывают как цепочку мучений - пшеницу режут серпом, в€жут в снопы, зерно бьют цепами, измельчают в муку, сжигают в печи. «Ёти муки, - говорит Ќ. ». “олстой, - делают хлеб столь магически могучим, что он может одолеть и чЄрта». ѕоэтому  олобок и был неу€звим. ќн шаманил, заговаривал животных и убегал. —транно лишь, что он не человек, а булка. Ќо на самом деле  олобок олицетвор€ет особого человека - поскрЄбыша. “ак называли и хлеб из остатков муки («по коробу скребЄн, по сусеку метЄн»), и позднего ребЄнка у стариков-родителей. ¬ народном сознании процесс создани€ хлеба понималс€ как беременность и роды.
 
¬от что пишет об этом √алина  абакова, известный фольклорист, ученица Ќ. ». “олстого: «∆енское чрево мыслитс€ как дежа (кадка, в которой месили и настаивали тесто. - –ед.), производ€ща€ потомство до тех пор, пока не опустеет окончательно. » тогда на свет по€вл€етс€ самый последний ребЄнок, подобно тому как хоз€йка, соскрЄбыва€ комочки теста, прилипшие к стенкам, вылепливает самую последнюю булочку. Ётот образ часто стоит и за общими названи€ми хлеба и ребЄнка, и за метафорами, поныне присутствующими в народной речи. “ак, на Ѕр€нщине говор€т, что последнего ребЄнка мать по амбарам собирала, как колобка». “ак мысл€т и другие народы: в Ћотарингии такой ребЄнок - «оскрЄбыш дежи», в √аскони - «оскрЄбыш мешка». ѕоскрЄбыши обладают магической силой, у них дар знахар€, они противосто€т ведьмам и колдунам, могут останавливать град, вызывать дождь.
 
“еперь, кажетс€, и ежу пон€тно, что « олобок» - истори€ про рождение позднего ребЄнка у престарелых родителей, изложенна€ пристойно и иносказательно - на €зыке хлебопЄков. 
 
–аспальцовочка
 
ј был « олобок» дл€ взрослых? –аньше сказки рассказывали не только дет€м. „итаем в сборнике јфанасьева недет­скую жестокую историю про стариков, мечтающих о ребЄнке: «∆ил себе старик со старухою. –аз старуха рубила капусту на пироги, задела неча€нно по руке и отрубила мизинный палец; отрубила и бросила за печку. ¬друг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человече­ским голосом: «ћатушка! —ними мен€ отсюда». »зумилась она, сотворила честной крест и спрашивает: «“ы кто таков?» «я твой сынок, народилс€ из твоего мизинчика». —н€ла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! » назвала его ћальчик-с-пальчик».
 
“акие сказки есть у всех народов мира. Ќе всегда в них отрубают пальцы (это осталось лишь в архаичных вариантах), но св€зь с пальцем есть всегда: старики мечтают хот€ бы о маленьком сынке ростом с пальчик. ”жели они реально готовы иметь такого малыша?  онечно, нет. «ћизинец» в их лексиконе означал не только палец. “очно так же называли позднего ребЄнка. «¬о многих слав€нских диалектах его уподобл€ют мизинцу, последнему пальцу на руке», - пишет √.  абакова. ƒетей вообще отождествл€ли с пальцами. ≈сть даже така€ поговорка: дети - что пальцы, любого потер€ть больно и жалко. 
 
 руг замкнулс€: колобок, поскрЄбыш, мизинец - всЄ это обозначени€ последнего ребЄнка у старых родителей. »менно этот персонаж выступает в сказках « олобок» и «ћальчик-с-пальчик». ѕоследний, как и  олобок, тоже покуролесил. ќбманул барина на деньги, справил ему нужду в карман, обворовал попа с разбойниками. Ќо при дележе добычи отдал м€со им, а себе вз€л бычьи потроха и почему-то залез в них спать.  ак  олобка, его съели, но не лиса, а волк - проглотил вместе с потрохами. Ќо он заставил звер€ прийти к родител€м и спасс€ весьма пикант­но: «ѕобежал волк в деревню, вскочил пр€мо к старику в избу; ћальчик-с-пальчик тотчас вылез из волчьего брюха задом, схватил волка за хвост и кричит: «Ѕейте волка, бейте серого!» —тарик схватил дубинку, старуха другую и давай бить волка; тут его и порешили, сн€ли кожу да сынку тулуп сделали». ¬от така€ совсем недетска€ истори€.
 
–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь



ƒеƒ_мазай13   обратитьс€ по имени “оли еще Ѕ”ƒ≈“!!! (от ≈¬–ќѕџ один Ѕ–≈ƒ) ¬торник, 20 ќкт€бр€ 2015 г. 09:02 (ссылка)


ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку