-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 66) ÷арство_ улинарии ‘эн-шуй _япони€_ town_of_art zdravy ‘рекен_Ѕокъ Ќародные_советы ¬€заный_вальс ѕостџ_дл€_цитатника  ак_всей_семьей_выучить_€зыки Ћюбимые_рецептики ћамины_радости —ладкое ∆ивопись_ ита€ полезные_игрушки ћо€_косметика Live_Memory худеем_все ѕарижское_кафе -ћалыш»-  рошкин_ƒом ƒом_ укол _ѕоЋе«нџй_—уЌд”чќк_ гќрќд_ƒе“с“вј ѕ–»√ќ“ќ¬»ћ_»_—Џ≈ƒ»ћ ѕиар_котами ќЅЏ≈ƒ»Ќя…“≈—№_ЅЋќ√≈–џ јудиокниги ћо€_кулинарна€_книга јрт_ алейдоскоп я-∆енщина ¬сем_¬кусно дл€_милых_девушек “ј…Ќџ_ћј√»» аспергер Ѕуддизм ¬етеринарный_кабинет ќбречены_на_—частье Ўедевры_от_ћаришки –»ј_Ќовости ”сы_лапы_и_хвост  нут_и_ѕр€ник ќ—≈Ќ№_и_«»ћј Ўкола_слав€нской_магии »нтересно_об_ј¬“ќ Ќеудержимые_ручки Ўкола_ѕограничье  ошколюбам Ћи–у ”голок_психолога —ƒ¬ ¬кусно_Ѕыстро_Ќедорого  нижный_Ѕ”ћ Camelot_Club “олько_дл€_женщин MY_HIT Japanese_Existence KAZAKI Ўкола_кулинара No_Drink ѕойдем_поедим –уны простые_рецепты ¬сЄ_дл€_дома_и_дачи The_Sims-3 Twitter_RU
„итатель сообществ (¬сего в списке: 15) ѕланета_Ќочь —сылочки_мал€там Ќа_ƒевичник ќ_—амом_»нтересном –»ј_Ќовости Ўкола_»ггдрасиль Ўкола_слав€нской_магии atelier_du_design CAPRICEdesDIEUX CommunityEnglishLanguage esoteric-magic MY_HIT Live__ART Mimi_Kids WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30556
 омментариев: 20043
Ќаписано: 66668

 акие обр€ды в честь осеннего «мейника?

„етверг, 17 —ент€бр€ 2015 г. 19:52 + в цитатник
ƒрузь€, знаете ли какие обр€ды, в самом начале осени, 14 сент€бр€, проводили слав€не? «меиный день, «меевик! —транно, что были целые обр€ды, посв€щенные «гадам ползучим»?

ћногие источники (».ѕ. —ахаров и другие) упоминали, что наши предки верили: в этот день все змеи, €щерицы, прочие пресмыкающиес€ уползают под землю. —лучаетс€ великое переселение «гадов» в какое-то одно место, под землю, где и скрываютс€ всю зиму, пока не пробудит их перва€ майска€ гроза, после чего они вновь по€вл€ютс€ на поверхности земли.  акие обр€дыбыли в день «меевика? ѕрежде всего, принимали предосторожности – запирали ворота, двери и окна, чтобы змеи, массово перебирающиес€ в места зимовки, ненароком не вползли во двор или в дом. “акже считалось, что с осеннего «меевика змеи тер€ют способность кусатьс€, перестают быть опасными дл€ человека, ведь если нарушит кака€ гадина этот запрет, то и не пуст€т ее на зимовку, предстоит ей ползать по земле вплоть до морозов. »нтересно, что по христианскому календарю 14 сент€бр€ совпадало с праздником ¬оздвижени€  реста, но народ, сохранивший старую веру, трактовал название дн€ по-своему, пам€ту€ о том, что и на «меевик приходилась эта дата. «¬оздвигать» звучит почти как «двигатьс€». ¬от и объ€сн€ли это тем, что змеи «сдвигаютс€» в одно место, уход€т под землю. “акже запрещалось в день «меевика ходить в лес, ведь считалось, согласно приметам, собранным ¬.». ƒалем, что ползучие гады могут утащить незадачливого путника с собой в то место, где они зимуют. ћного было сказок про змей! Ёта стать€ — дл€ того, чтобы рассказать, какие обр€ды проводились в этот день.

 

 акие обр€ды

 акие обр€ды и почему они проводились?

ј где же это загадочное место, где скрываютс€ змеи и куда может попасть нарушивший запрет ходить в лес в день ќсеннего «меевика? ѕрежде чем ответить на этот вопрос, нужно пон€ть, как же воспринимали этих существ слав€не, почему они относились к ним со страхом, смешанным с уважением.

ќбр€ды св€занные с именем Ѕога ¬елеса

¬ соответствии с мифами слав€н, зме€ – «пособник» одного из самых могущественных, мудрых и загадочных богов нашего пантеона – ¬елеса. ќн способен странствовать между трем€ мирами Ќави, яви и ѕрави, прозревать гр€дущее, прошлое и насто€щее, управл€ть событи€ми во всех этих сферах. ¬елес также св€зываетс€ со стихией воды. ј змеи – это не только его верные спутники и помощники, но и одно из его излюбленных обличий. ƒо сих пор сохранились сказки, песни, в которых говоритс€ о многоголовых летучих зме€х, летающих на перепончатых крыль€х по небу, испепел€ющих своим огненным дыханием всю округу, похищающих людей.

“акие змеи также могли стеречь сокровища и богатства, поэтому бог ¬елес также св€зывалс€ с земным благополучием и изобилием. ћногие исследователи-этнографы, например, ≈. Ћевкиевска€, ». —ахаров, привод€т немало быличек о том, какие обр€ды были посв€щены «огненным зме€м» или «мань€кам», навещавших вдов или надолго разлученных со своими супругами женщин. ѕрежде всего, это приманивание этих существ блюдечком молока, оставленного перед дверью.

 акие обр€ды

ќбр€ды св€занные с ѕредками

ќтсюда и друга€ ипостась змей – не только летучих, но и ползучих – дл€ наших предков они были олицетворением людей умерших, да не вс€ких, а тех, кто ушел «до срока». —лав€не крайне большое значение придавали и тому, как умер тот или иной человек. —мерть от естественных причин – старости или болезни – считалась «правильной». “от, кто так умер, не мог причинить вреда живущим, и становилс€ духом-покровителем, «чуром». ј те, кто трагически погиб во цвете лет, не «изжив» своего века, а тем более, покончил жизнь самоубийством, был убит или прокл€т, делались вредоносными духами. ¬едь их даже не пускали в Ќавь, им приходилось находитьс€ у границы ее с ’аосом. ј души их принимали облик «навий» - злых духов, гадюк, стерегущих эту границу. Ёто отношение к зме€м и определ€ло то, какие обр€ды проводили в этот день. ќчищающие костры, зажигаемые в этот день, призваны были отгон€ть злых духов и привлекать духов ѕредков.

Ћетучий огненный змей, соблазн€ющий женщин, нарушивших запрет чересчур кручинитьс€ и тосковать по умершему или уехавшему мужу, а также девиц, не сохранивших невинность до брака, и, в конце концов, убивающий их, тоже был разновидностью «навьи». ѕодтверждение этому находитс€ в —ахаров отмечает, что люди св€зывали с огненными зме€ми падающие звезды, называ€ их «мань€ками». «—о страхом увер€ли, что это блуждают прокл€тые люди, что они слон€ютс€ с места на место до тех пор, пока не будут прощены...» - пишет он в «—казани€х русского народа».

 акие обр€ды были посв€щены праведным зме€м?

Ќо были и иные змеи, «чистые» и «праведные», помогающие Ѕогу ћудрости и “айного «нани€ в его делах. ѕро них ходили совершенно иные приметы, им посв€щали обр€ды и ритуалы. ¬ообще же, образ зме€ – один из самых сложных и неоднозначных в нашей мифологии. ј. √ура в своем труде «—имволика животных в слав€нской народной традиции» отмечает мотивы оборотничества, возможности превращени€ людей в змей и наоборот, упом€нутых в народных поверь€х. “ак, у южных слав€н повсеместно ходили легенды о способности гадюк превращатьс€ в девушек. “от же автор указывает и на известный факт, что змеи, подобно своему покровителю ¬елесу, могли перемещатьс€ между трем€ мирами, а также вли€ть на событи€ яви, например, на смену погоды.  стати говор€, такое же свойство имели и души предков.

“ак как зме€ всегда св€зывалась со стихией воды, то она могла вызывать и останавливать дождь и град. ¬.». ƒаль указывает такое поверье: если убить змею и подвесить ее на березу, то начнетс€ дождь. ќднако она же может иссушать растени€ и травы, так как отчасти надел€лась «огненными» свойствами. ћного где был распространен обычай держать «домовую змею», которую подкармливали молоком. ќна св€зывалась с умершими предками – если не напр€мую считалась воплощением души кого-то из них, то была посредником дл€ св€зи с ними. ” болгар даже считалось, что увиденна€ близ чей-то могилы зме€ €вл€етс€ душой похороненного в ней человека.

 акие обр€ды

 акие обр€ды св€зывались с «царЄм змей»?

Ѕыли приметы и сказки о «царе змей». —читалось кое-где, что 14 сент€бр€, в «меевик, происходит коронование нового цар€ или царицы. ¬ представлении слав€н, такой повелитель змей увенчан золотым венцом с драгоценност€ми. ≈му подчин€ютс€ все остальные змеи, он наделен особой силой, живет в скалах или на болоте, а то и под особым камнем. „асто этот повелитель сближалс€ с самим ¬елесом. —читалось, что в особые дни, как, например, осенний «меевик, царь змей собирает своих «подданных», раздает им приказани€, спрашивает их, как они лето провели. ’одили и легенды об «особых» зме€х, многоголовых, крылатых, необычайно больших. —читалось, что происход€т они от обычных змей или от других похожих животных. „аще всего верили, что какой-то срок зме€ должна провести совсем в глуши, где не слышно ни голоса человечьего, ни звона колокольного, прежде чем стать чудовищем. —рок мог быть и семь, и все сорок лет. «ме€м также свойственна особа€ живучесть – по легендам, даже разрубленна€ напополам гадюка может срастись, либо ей на помощь придут другие змеи.

 акие обр€ды

 акие обр€ды поддерживались суевери€ми?

Ќа покровительские, охранные функции змеи указывают и суевери€: ««ме€ со двора – быть беде, а во двор – к радости». ¬ јрхангельской губернии верили, что зме€ в селе или в кресть€нском дворе – это «дворовой», воплощение духа-хранител€ дома. “акую змею нельз€ убивать, иначе начнетс€ череда несчастий. —. «ечевич, исследователь поверий южных слав€н, св€зывал культ домовых змей с культом умерших предков. ќн также отмечает, что домовые змеи часто белого цвета, в слав€нской символике считающегос€ цветом Ќави, иного мира. ћногие считали ее вообще невидимой, открывающей свой истинный облик лишь тем, кому суждено умереть.

¬ целом, змеи также считаютс€ хранител€ми кладов, сокровищ подземных, что отражено и у ѕ. Ѕажова, в его сказах, которые он написал на основе устных «быличек» уральских рабочих. ƒаже богатства могут принимать образы змей, а ловкий и знающий этот секрет человек, убив такую змею, мог увидеть, как она превращаетс€ в россыпи золота и драгоценных камней. Ћетучие, крылатые змеи также могут указывать на клады. «ме€, однако, может и по другому помочь человеку. “ак, зме€ может указать на место произрастани€ «живой воды», или чудесной «разрыв-травы», способной открывать все замки и запоры. ѕоморы верили, что зме€ держит такую траву во рту. ≈сли змею съесть, то, согласно собранным ј. јфанасьевым сказкам, можно научитьс€ понимать €зык трав и зверей, стать знахарем и ¬едающим, ведь сила ¬елеса, повелител€ ћагов, передаетс€ таким образом человеку. —ила змеина€ передаетс€ и рожденному от св€зи человека и зме€; оп€ть же, летающие, огненные змеи здесь имеют дво€кое толкование. ≈сли это «мань€ки», порождени€ ’аоса, души нечестивцев, то потомство от такой св€зи или недолговечно, или вовсе не рождаетс€. Ќо если огнедышащий змей – сам ¬елес, то тогда на свет может по€витьс€ и насто€щий богатырь, как ¬олх ¬сеславович, рожденный от зме€ и кн€жны ћарфы ¬сеславьевны, зачавшей сына, наступив на змею. —ам он и побеждает зме€.

»так, день «меевик – это не только «проводы» змей до будущего лета, но и тот день, когда почитали посланцев ¬елеса, проводников между миром яви и Ќави, наделенных особой силой. Ќедаром в слав€нских мифах о ¬елесе есть и змеи, поддерживающие Ќавь, мир ѕредков, и битва со «меем √орынычем.

 нига «“рагеди€ Ѕога ¬елеса»

издательство «—еверна€ сказка»

¬от какие обр€ды, таким образом проводили в этот день — костры, чтобы отогнать злых духов, сжигание листьев, выставление молока дл€ привлечени€ добрых змей, потворниц ¬еликого ¬елеса! Ќедаром так много украшений с образом змеи, не только у древних слав€н, но и в насто€щее врем€. ћы интуитивно чувствуем св€зь этого странного существа с другими мирами!

ј какие обр€ды будете проводить вы?

ƒобра и счасть€, »ванова »рина, главный редактор издательства «—еверна€ сказка»

northernfable.ru

–убрики:  # # ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку