-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30642
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66761


ћќ“ќ–џ ¬ќ…Ќџ ¬я„≈—Ћј¬ј Ћ≈Ќј

—уббота, 09 ћа€ 2015 г. 14:04 + в цитатник

ћоторы войны ¬€чеслава Ћена

«накомьтесь - ¬€чеслав Ћеном, вдохновитель и организатор подмосковного фестивал€ военной техники.

»звестный реставратор и коллекционер ретро-автомобилей рассказал, почему владельцы военных машин живут полноценной жизнью. ќткуда лучше брать военный автомобиль: из леса или из-под забора. —колько стоил самый красивый и сложный грузовик ¬торой ћировой. » наконец, почему ради мира во всем мире нужно изучать военную историю.

¬€чеслав, вы занимались коллекционированием и реставрацией сугубо гражданской техникой, редчайшими легковыми автомобил€ми и вдруг увлеклись военными машинами. ѕочему произошел такой поворот?


¬Ћ: √ражданска€ техника — она блест€ща€, ее надо беречь. ѕоставишь в гараж и ходишь вокруг, лишний раз не дотронешьс€. ≈е всегда жалко, ее всегда бережешь, пылинки сдуваешь. Ќа своих коллекционных машинах € каталс€ изредка, раз в год, иногда два-три раза максимум. ј военна€ техника — другое дело, на ней каждый день хочетс€ кататьс€. ѕричем кататьс€ по гр€зи, по убитым дорогам. “о есть жить полноценной жизнью.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

- ј позвол€ет ли состо€ние техники так на ней гон€ть? ¬се-таки этим автомобил€м, даже если они идеально отреставрированы, довольно много лет.


¬Ћ: Ѕолее чем позвол€ет. ” военной техники многократный запас прочности. ƒаже на отечественных √ј«-67 можно дурачитьс€ хоть каждый день, хоть на работу ездить, хоть куда. Ќо это перва€ причина. ј есть и друга€. я увлекс€ коллекционированием и реставрацией в 1984-м году, тридцать лет прошло. ¬сех высот € достиг, самые крутые автомобили мира прошли через мои руки. ћне просто стало не интересно, больше некуда развиватьс€. я знаю поименно всех больших коллекционеров в мире. ” мен€ есть суперавтомобили, у них есть суперавтомобили, но никто на них не ездит. ≈сть какие-то пафосные олигархические тусовки, где все, как пижоны напыщенные, ход€т в галстучках и щеки надувают.


ј с военными автомобил€ми все очень просто. Ћюди — все в форме, все одинаковые. «десь нет олигархов, нет, скажем так, кресть€н — все равны, как в бане. ¬от такую тусовку € и хотел создать, когда затевал "ћоторы войны". √де все равны, где нет дешевого пафоса. Ёто очень важно. Ќа  авказе была поговорка: блестит только то, что дешево. ј сейчас все перевернулось. ¬сем нужно, чтоб блестело. я когда в аул к себе еду на Ќиколину гору с гост€ми-иностранцами, у людей просто шок. ” них производ€т все эти суперкары, которые сто€т в пробке на –ублевке. Ќа километр п€ть Ferrari и дес€ть Bentley Ёто же гоночные автомобили, а у нас они сто€т в пробке.


- ј в ≈вропе таких военных тусовок нет, получаетс€?


¬Ћ: ≈сть подобного класса тусовки. Ќо на них, как правило, американские с английскими машинами собираютс€, иногда попадаютс€ один-два немецких автомобил€. »таль€нских вообще не бывает никогда. –ынок "французов" и "италь€нцев" настолько узкий, всего наберетс€ дес€ток автомобилей.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

ѕо большому счету, редкие немецкие и италь€нские машины сто€т не меньше, чем какой-нибудь суперкар. Ёто самые редкие в мире военные машины. » "€понцы" — это даже не обсуждаетс€. японских джипов Kurogane на весь мир сохранилось четыре штуки: две ранние версии и две поздние. ¬озможно, они и не сто€т больших денег, но они просто редкие.


Ќемцев можно найти в ≈вропе, на ”краине, в Ѕелоруссии — в лесу. Ќа такой копаный автомобиль ищутс€ агрегаты. „то-то есть в –оссии, что-то в —Ќ√, в „ехии, √ермании. Ќужно понимать, что немецкие автомобили — самые убитые. ѕотому что их бросали. ѕредставьте себе Horch 901 — это сложнейша€ конструкци€: полноприводный и полноуправл€емый автомобиль. » если он дожил до конца войны, то потом эксплуатировалс€ каким-нибудь кресть€нином. ” него вырубали кузов и делали грузовик. —оответственно, автомобиль был изначально с потер€нным кузовом. ѕотом, когда ломалс€ какой-нибудь из агрегатов, его ставили под забор. » все. ј сегодн€ мы этот Horch забираем из-под забора. Ёто самые хорошие автомобили и легко восстанавливаемые — из-под забора.


- Ќо ведь большинство машин пострадало от обстрела, пожара, времени. √де брать недостающие части? » какой процент оригинальных частей у отреставрированных машин?


¬Ћ: ћногие узлы унифицированы с легковыми автомобил€ми. Ќапример фирма Komet выпускала один и тот же амортизатор дл€ Horch и дл€ Opel. ƒо сих пор продаютс€ оригинальные приборы, которые просто лежали на полках. Ќемецка€ промышленность делала их в большом количестве. ѕравда, сейчас они очень дорогие. „то касаетс€ агрегатов, коробок передач, редукторов, это все ищешь по миру и покупаешь, „то-то приходитс€ заказывать, где-нибудь на заводе в √ермании, по оригинальной детали. Ўасси на сто процентов должно быть оригинальным.  рыль€ тоже.  узов будет вырублен, либо он сгнил. “огда ищешь копаные оригиналы, чтобы сделать стопроцентную копию этой детали.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

ћне попадаютс€ часто какие-то двери, панели кузовов. я все это скупаю, и потом стараюсь собирать из них какой-то один автомобиль. » он получаетс€ полностью оригинальным. ћы вот делали Horch 901 три года. ѕервый наш ’орьх. ѕричем он был полностью оригинальный, хоть и кузов посекли осколки. Ќо это огромна€ редкость.  онечно, владелец никогда не будет выставл€ть машину на гонки джипов, а будет ее беречь.


-Ќекоторые олдтаймеры принадлежали какому-то известному человеку. ¬стречаютс€ ли такие примеры среди военных машин?


¬Ћ: ¬стречаютс€. ћы случайно купили автомобиль — полноприводную "эмку" — в —амаре, ну и начали архивы поднимать. ќказалось, это последн€€ машина этой модели, выпущенна€ на заводе √ј«, и ее передали √еоргию  онстантиновичу ∆укову.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена
ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена
ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

≈сть военные автомобили, которые сами по себе технически интересны. Ќапример, был такой немецкий грузовик Magirus M 306 Einheitsdiesel.  огда-то он стоил, как самый роскошный кабриолет Mercedes-Benz: 24 000 рейхсмарок, половина танка Pz IV. Ўесть ведущих колес и все подвески независимые. Ќеверо€тно сложна€ конструкци€. » он сам по себе красивый. —егодн€ таких грузовиков на ходу две три штуки из дес€ти тыс€ч выпущенных. » у нас один такой есть, будет на "ћоторах ¬ойны".


- ¬ы же не только коллекционируете, но и продаете машины?


¬Ћ: —амые редкие вещи из коллекции не продаютс€ никогда „то у мен€ в двойном экземпл€ре, € мен€ю, продаю. Ќо свое не продам никогда.


- ј где же это все стоит?


¬Ћ: ” мен€ есть твердое убеждение: если вы владеете уникальной вещью, люди должны видеть ее. “аким образом получилс€ в 2011-м году музей на ѕоклонной горе. –аньше там было сто процентов моих машин. ¬ „ерноголовке, в музее «адорожного чуть-чуть есть, на –огожке сто€т машины, которые, проходили реставрацию в моей мастерской. Ќа —ущевском валу мой товарищ предоставил мне площадку, на ней сто€ли два джипа, канадский и английский. »х даже ƒепартамент культуры потом вписал как культурные ценности ћосквы. ƒома € храню автомобили, на которых катаюсь в данный момент.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

- ј все военные автомобили ввоз€тс€ как культурные ценности?


¬Ћ: Ѕольша€ часть, смысла нет на них документы оформл€ть. я катаюсь посто€нно без документов. ћестные сотрудники √ј» прекрасно знают, что € не опасный и не злостный и что техника эта историческа€ и завтра она будет сто€ть в музее.


- ј на каком топливе ездит историческа€ техника?


¬Ћ: –аньше советские автомобили катались на 66-м бензине, а то и ниже. Ѕольшинство немецких автомобилей на 74-м. "јмериканцы" — на более хорошем, у них уже 80-й 82-й. јмериканска€ техника вообще неприхотлива и катаетс€ на любом бензине, от 50-го до 80-го. —ейчас конечно же нужно искать 76-й бензин. «а городом он есть, правда, далеко. я езжу специально, чтобы набрать топлива дл€ своих покатушек на лето.


-  ак часто нужно обслуживать машины?


¬Ћ: я стараюсь делать первое “ќ ранней весной, а второе осенью. Ќадо понимать, что периодичность обслуживани€, прописанна€ в инструкции по эксплуатации, подходит дл€ маршей, экстремальных условий войны. ћои автомобили за год проход€т 200-300 км, максимум тыс€чу.  аждые выходные ко мне гости приезжают, мы заводим какой нибудь автомобиль и гон€ем на нем. 

„ем больше на военной технике царапин и повреждений, тем она красивее смотритс€. —начала € ее реставрирую как игрушку, а потом гон€ю и она царапаетс€, где то бьетс€. ћне например, доставл€ет удовольствие, что эти машины живые, не сто€т и умирают где-то на сто€нке или в гараже. Ѕлагодар€ движению "ћоторы ¬ойны", масса техники вытаскиваетс€ из под заборов из лесов и ездит.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

≈сть такой энтузиаст ¬адим «адорожный и он собрал целую колонну танков T-60 из битого железа. Ѕуквально веником леса проcкребли и из этих остатков они собрали несколько ходовых машин. » ему низкий поклон. ќн любит историю и свой народ. » делает это все дл€ людей. я его знаю, коммерческа€ сторона дл€ него относительна. Ёто хобби, как дл€ мен€ мо€ мастерска€. я тоже хочу сделать свой музей, но пока финансы не позвол€ют.


-  ака€ техника сама€ ненадежна€?


¬Ћ:   великому сожалению, как бы мы себ€ в грудь не били, сама€ ненадежна€ — это советска€, "газончики" 67-е. ѕросто мука на них кататьс€. Ќо мы должны понимать, что во врем€ войны они были лучше.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена
ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена
ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

¬от мой сосед купил "газончик". ѕриходит ко мне в шоке. ѕредставл€ешь, говорит, купил машину, но мне ее пригон€т только через три мес€ца, в но€бре. ” них в „ел€бинской области урожай собирают, и это единственна€ машина на всю деревню. ¬ но€бре выпал снег, это уже зима, и человек своим ходом из „ел€бинской области пригнал "газончик".

” мен€ на Ќовый год тоже была авантюра. ѕоехали мы с при€телем третьего €нвар€ на —елигер… на BMW R75, это такой мотоцикл-вездеход, один из лучших дл€ своего времени. ћы вз€ли четверть самогона и через 9 часов были на месте. Ѕлаго, погода была м€гка€. ћотоцикл не сломалс€ по дороге, но на второй день сильно отсырел и € случайно, когда на второй день его заводил, уничтожил магнето. ћы даже на одном цилиндре покатались, но уже назад нас повез эвакуатор. 


¬от в чем кайф от военной техники. ¬ы себе можете позволить все, что хотите. ј на дорогом олдтаймере вы бы в жизни не выехали из гаража. ѕотому что в этом случае машины больше не будет существовать как коллекционной.


- „то сейчас больше собирают: мотоциклы, грузовики джипы? — чего начинать человеку коллекцию?


Ћюди пососто€тельнее стараютс€ покупать "немцев", чтобы друзей удивить. Ѕогатый человек позвонит мне, чтобы посоветоватьс€ и заказать. Ћюди среднего достатка будут смотреть объ€влени€. ќни, как правило, берут 67-е "газончики". » € их понимаю: это пам€ть о войне. Ќаши деды воевали на этих автомобил€х.

ћежду "газончиком" и "хорьхом" в историческом плане разница небольша€, но дл€ коллекционера дорог редкий автомобиль. ¬ –оссии есть ранний плавающий Schwimmwagen, ранний, 1942 года выпуска и на сто процентов оригинальный. “олько один этот автомобиль может называтьс€ целой коллекцией.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена

 

- ј сколько на "ћоторах ¬ойны" будет машин из вашей коллекции?


¬Ћ: ѕервоначально было 80 процентов. Ќа вторых "ћоторах" уже 50 на 50, на третьих — 30 на 70. —ейчас 25-30 процентов будет моих. я к этому стремилс€, к минимуму своей техники, чтобы другим было интересно привозить свои автомобили. я отбираю машины по нескольких критери€м. ¬о-первых, нужно разнообразие. √лавное как можно больше люд€м показать военной техники разных стран. ≈сли у нас есть несколько одинаковых автомобилей, € говорю: реб€та, давайте что-то другое. ¬о-вторых, критерием €вл€ютс€ и страны, участвовавшие во ¬торой ћировой. Ќужно чтобы хорошо был представлен ———–.


 о мне прос€тс€ дес€тки людей на √ј«-67, ¬иллисах, ƒоджах. Ќо когда мне звон€т из регионов, € стараюсь не отказывать. Ёто третий критерий. ƒаже если "газонов" будет шесть семь штук, они будут сто€ть в стороне. ј люди почувствуют себ€ сопричастными.

 

ћоторы войны ¬€чеслава Ћена



-  акие самые интересные автомобили будут представлены на нынешних "ћоторах ¬ойны"?

 


¬Ћ:  онечно же € притащу очень редкие военные грузовики и коллекцию италь€нских автомобилей. я купил на государственной италь€нской киностудии много безумно редких машин времен ¬торой ћировой. Ѕудет двухмоторный Tempo G1200, италь€нские SPA TL37 и SPA TM 40, это т€гач три метра высотой и шесть длиной. Ѕудет Horch 901, Tatra 57. Ѕудет шикарна€ коллекци€ мотоциклов ¬€чеслава Ўе€нова.


- „то ждет посетителей "ћоторов войны"? ѕон€тно, что за руль и рычаги их не пуст€т.


¬Ћ: ќни увид€т музей под открытым небом. ¬с€ техника так или иначе передвигаетс€. ¬ первый день проведем две реконструкции: "’алхин-гол", и "ƒи-дэй", день высадки союзников в Ќормандии. Ќа второй день запланирована реконстркци€ "Ѕарбаросса", парад победителей и проезд побежденных. японцев в этот раз участвует около сорока человек. ќружие арендуем на ћосфильме. ќчень важно, чтобы посетители "ћоторов ¬ойны" увидели людей в униформе р€дом с техникой, восприн€ли глазами кусок истории. „тобы потом они пришли домой и открыли учебник. » прочитали, что представл€л из себ€ —оветский —оюз и почему он победил нацистскую √ерманию.


 роме того, наши спонсоры Wargaming делает площадку с компьютерами, чтобы желающие могли порубитьс€ в World of Tanks. ƒвадцатого мы еще проведем ралли на дл€ участников. Ёто примерно 70 километров, там и засады, и стрел€ют, и гранаты кидают.

 

 

ћоторы войны ¬€чеслава Ћена



-  акова главна€ цель "ћоторов ¬ойны"?

 


¬Ћ: √лавное, чтобы люди приобщались к военно-технической культуре. »значально мы собирали просто технику, а потом книжки стали читать, причем все поголовно. Ќе художественную литературу а воспоминани€ ветеранов, ѕотом стали читать технические книжки, где кака€ техника была. „ерез это стали изучать сражени€, где все происходило.


≈сли вы окажетесь у нас на "ћоторах", вы будете удивлены: там и бизнесмены и рабочие за одним столом будут спорить по какой-нибудь битве. Ёти люди уже не потер€ны дл€ –оссии, как то поколение выродков, которое вырастил позапрошлый украинский президент и который Ѕандере поклон€ютс€. ќни потер€ны, хоть могли быть замечательными людьми. ѕросто им все врем€ говорили, что Ѕандера — герой, маршал –ыбалко, украинец по национальности, — не герой. “о есть в одной стране по€вились две совершенно разные культуры, вот и случилась беда.


—егодн€ человек покупает √ј«-67, а завтра возьмет учебник и изучит ¬торую ћировую. » поймет, кто победил на самом деле. „то —оветский —оюз вынес все т€готы войны на своих плечах.

ћоторы ¬ойны ¬€чеслава Ћена
 

»сточник

–убрики:  ћир вокруг/“ехнику в жизнь!

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку