-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30630
 омментариев: 20047
Ќаписано: 66746

 ак научить ребенка выговаррривать "рррр"?

¬торник, 10 ƒекабр€ 2013 г. 11:38 + в цитатник
 ак научить ребенка выговаррривать "рррр"≈сли спросить у »нтернета, как поставить звук «р», ответы не будут разнообразны, все как один повел€т обратитьс€ к логопеду. Ќо это сделать мы всегда успеем. ј пока пробуем научить сами.


ƒл€ начала покажем, как можно на кончике €зыка, как на ложечке, удерживать €годку или небольшой шарик. ћожно позабавитьс€, сделав из €зыка чашечку и налива€ в нее воду.

ƒальше краем этой чашечки касаемс€ верхних зубов. ƒолжны натренироватьс€ мышцы.

≈сли чашечка никак не получаетс€, придетс€ погрешить против правил хорошего тона и начать с облизывани€ тарелок. Ёто очень хороша€ тренировка дл€ €зыка, и там, где естественное желание слизать остатки мороженого с блюдечка не обрубалось строгим окриком, и скороговорки в основном не представл€ют собой никакой трудности:

«≈хал грека через реку...»

«“риста тридцать три тракториста...»

«„Єрной галке чЄрный дрозд подарил черники гроздь...»

« арл у  лары украл...»

«¬ороватые вороны разворовывали варенье...»

« орабли лавировали, лавировали да не вылавировали...»

«¬Єз корабль карамель, наскочил корабль на мель...»

«¬о дворе трава, на траве дрова ...»

«„етыре чЄрненьких, чумазеньких, чертЄнка...»

«ќсип охрип, а јрхип осип...»

«∆или-были три китайца як, як-÷и-ƒрак и як-÷и-ƒрак-÷и-ƒрак-÷и-ƒрони...»

«¬ недрах тундры ¬ыдры в гетрах “ыр€т в вЄдра ядра кедров!...»

«“риста туристов раз по триста треску трескали...»

««ар€ зар€жает, зараза заражает. — презрением воззрись на заразу на заре...»

«ѕерепись переписала трижды переписанные результаты переписи...»

«ѕригрезилось »вану √розному, что грозны »ваны гр€зные...»

«√орожане нагородили, пригород разгребает...» и так далее.

“рениру€ каждый день мышцы €зыка, заодно поставим и дыхание. ѕриложите лист бумаги к стене и просите дуть на него так, чтобы был прижат и не падал вниз. ѕопросите наклонить плам€ свечи, не затушив его, и подольше удержать плам€ наклоненным. ѕоиграйте в футбол, гон€€ дыханием ватный шарик. —делайте пульверизатор из двух трубочек дл€ обрызгивани€ цветов. Ќаучите рассеивать ртом воду так, как это делали хоз€юшки до по€влени€ утюга с отпаривателем.

 огда край «чашечки» из €зыка будет легко удерживатьс€ у альвеол, можно мизинцем или наконечником ручки поводить под €зыком из стороны в сторону на выдохе. ѕолучаетс€ некое подобие «р», которое довольно легко переходит в нормальный звук «р», особенно после «т», как в слове «трава». »ногда «р» возникает как маленька€ хитрость в ответ на просьбу как можно быстрее произнести сто раз подр€д «д». » не важно, что в споре с подсчетом числа «д» за минуту победит не «д», а «р», был бы результат.

ѕосле того как €зык начинает слушатьс€ и звук «р» – получатьс€, встает вопрос об изменении привычки. –ебенку, который привычно грассирует, ни к чему переучиватьс€, у него и без того все неплохо звучит. ƒаже по-своему изысканно. ј если голову запрокинуть?

» тут оказываетс€, что маленький €зычок в этом положении не работает, а насто€щее русское рррычание с трепыханием кончика €зыка у кра€ верхних зубов отлично получаетс€. ѕосле нескольких тренировок с запрокинутой головой картавость проходит.

Ќо договоритьс€ с ребенком о таких тренировках непросто. «ато можно поиграть с ним в машинку. ћотор машины рычит, а видеть, что впереди, машина сама не может.  ладем руку сзади на шею, откидываем на свою руку голову ребенка и водим его, пока рычит, то есть пока мотор работает. »нтерес тем больше, чем больше несложных преп€тствий встречаетс€ на пути «машины» и чем больше комментарии приближены к ситуации на дороге. ѕри этом хо–ошо бы вз–ослому ут–и–ованно выгова–ивать «–».

Ќу а дальше снова скороговорки. Ќапример:

“е, кто говор€т скороговорки – скороговоруны.

“е, кто изучает мастерство скороговорунов – скороговоруноведы.

“е, кто любит читать скороговоруноведов – скороговоруноведофилы.

“е, кто ненавидит скороговоруноведофилов – скороговоруноведофилофобы.

“е, кто поедает скороговоруноведофилофобов – скороговоруноведофилофобофаги.

“е, кто ведЄт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами – антискороговоруноведофилофобофаги.

“е, кто выдаЄт себ€ за антискороговоруноведофилофобофагов – квазиантискороговоруноведофилофобофаги!

¬ п–инципе «–» вы–абатываетс€ на –азличных п–авилах –усского €зыка, на тео–емах геомет–ии, на –ассказах об исто–ических закономе–ност€х, о –адио и –ада–е, о га–ажах, о –емеслах, о п–офесси€х от –ыболова до п–ограммиста.

ѕредложите ребенку упражнение на внимательность: надо в тексте повычеркивать «р» и «л», это неплохо тренирует различение схожих звуков, при котором органы артикул€ции делают нужные микродвижени€. «аодно, быть может, найдутс€ словосочетани€ с очень частым звуком «р» дл€ новых скороговорок, которые можно разместить на специальных сайтах (хот€ бы —короговор.ру) дл€ других любителей скороговорени€. –аскатистый сонорный звук «р» очень нравитс€ дет€м, и они с удовольствием сочин€ют или повтор€ют стишки с ним:

–о€ норку, старый крот

–азрыхлил нам огород.

(Ћ. ”ль€ницка€)

–адуга

¬ небе гром, гроза.

«акрывай глаза!

ƒождь прошел. “рава блестит,

¬ небе радуга стоит.

(—. ћаршак)

ѕопробуйте добавить свое, авось получитс€?

јвтор статьи: ≈лена ≈рмолова

ќригинал Ўкола∆изни.ру

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
—ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)


ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку