-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


ѕравда о похеренном поколении дев€ностых

ѕ€тница, 11 ќкт€бр€ 2013 г. 21:45 + в цитатник
ѕравда о похеренном поколении дев€ностых Ћюди опытные, взрослые знают: каждое следующее поколение глупее и аморальнее предыдущего. ќсобенно стыдно старикам за последнее поколение.  то они, дети »нтернета, мобильника и безоблачного кондиционера над головой? √де живут, что ед€т, к каким €дам чувствительны?

ќни вокруг нас! »х становитс€ все больше! ћожет быть, ты один из них? —ледующее поколение наконец нагр€нуло, и нова€ мордашка человечества окончательно стала €сна социологам и антропологам. » они беспоко€тс€. √овор€т, что некому планету в руки передавать: плем€ молодое ее испортит или потер€ет.

Ќесколько мес€цев назад издание Time разродилось статьей о поколении "яяя" (англ. - MeMeMe).  ак и положено уважающему себ€ изданию, ничего нового оно не открыло, только свело воедино имеющиес€ факты. ќ том, что планету начинают насел€ть люди, весьма непохожие на своих мам, пап, бабушек и дедушек, говор€т давно и много. Ќо сейчас пришло врем€, когда можно делать первые выводы.   поколению "яяя" (его еще называют millennials - поколением миллениума) относ€т граждан 1980-2000 года рождени€, то есть старшие из них уже достигли возраста ’риста, а младшие вступили в бурное врем€ тинейджерства. ¬ –оссии "миллениумы" моложе: потр€сени€ конца 80-х - начала 90-х внесли свои коррективы в воспитание рожденных тогда детей, поэтому многие социологи полагают, что наши "миллениумы" начинаютс€ примерно с 1989 года рождени€.

 акие они?

Ќужно сразу сказать, что к "яяя" все-таки относ€тс€ в основном жители стран "золотого миллиарда" и население городского  ита€ (некоторым образом это касаетс€ и нас). ƒа и тут, пон€тное дело, встречаютс€ люди с самыми разными привычками и предпочтени€ми - можно говорить лишь о некоем обобщенном портрете поколени€.

10 основных особенностей поколени€ "яяя"

01. Ёто первое небунтующее поколение в наблюдаемой истории

  школе, государству и общественным институтам оно относитс€ положительно, устройство мира ему, в принципе, нравитс€. —туденческие бунты и молодежные протесты, на которых последние двести лет катилась истори€, сейчас сошли фактически на нет.

02. ќни дружат с родител€ми

ќни люб€т родителей. ќни совершенно не против жить с родител€ми и вообще не стрем€тс€ покидать родное гнездо. ѕрезидент MTV —тивен ‘ридман уже давно отказалс€ от лозунга, с которым MTV когда-то начинало "“елевидение без родителей", - сегодн€ молодые участники программ предпочитают участвовать в шоу вместе с мамами и папами. "ќдно из наших исследований показало, - говорит —тивен, - что современна€ молодежь делегирует свое суперэго родител€м. ƒаже когда речь идет о самом простом решении, наша аудитори€ обращаетс€ за советом к маме и папе".

03. ќни неагрессивны и осторожны

—талкива€сь с насилием, они тер€ютс€ и предпочитают в критических ситуаци€х сначала спрашивать совета в "“виттере", а потом обращатьс€ к родител€м, учител€м или в полицию. Ёпоха, когда дети, подростки и молодежь предпочитали решать споры не словами, а кулаками, не вмешива€ в свои проблемы взрослых, канула в Ћету. ябедничать сейчас не считаетс€ зазорным, и молодой человек уверенно ждет, что общество старших разрешит любую непри€тную дл€ него ситуацию лучше, чем это сделает он сам.

04. ќни привыкли к одобрению и абсолютно уверены в собственной ценности и важности вне зависимости от того, что они делают и чего добились

—ам факт их существовани€ представл€етс€ им чрезвычайно важным дл€ этой планеты и остальных людей. ќни искренне уверены, что ¬селенна€ шепчет им в ухо: "—пасибо, что ты есть!"

05. ќни желают жить в зоне абсолютного комфорта и не терп€т серьезных неудобств

Ќепри€тный начальник, напр€женный график работы, трудные или скучные задани€ - все это дл€ них более чем весомые поводы уволитьс€ с самой перспективной работы.

06. ќни активно не люб€т ответственности

Ћишь четверо из каждых дес€ти молодых американцев хотели бы стать крупными начальниками или руководител€ми своего бизнеса, а в ≈вропе этот показатель еще ниже. ¬ идеале "яяя" предпочитают быть свободными художниками, фрилансерами, в крайнем случае - заниматьс€ чем-нибудь веселым и неутомительным в офисе с хорошим дизайном и дружелюбной атмосферой.

07. ќни помешаны на славе

Ќикогда еще жизнь известных людей не пользовалась таким вниманием у молодежи: сплетни из мира звезд и обсуждение известных актеров, певцов, шоуменов €вл€ютс€ огромной частью их общени€.

08. ќни некреативны и неэрудированны, предпочитают пользоватьс€ готовыми схемами и не стрем€тс€ изобретать что-то новое

ѕо данным тестов “орренса*, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х, затем падала и резко обвалилась в 1998-м.  роме того, представители поколени€ показывают самый низкий интерес к овладению новой информацией за все наблюдаемые периоды.

09. ќни не люб€т принимать решений

—амые простые действи€ - купить рубашку или выбрать десерт - им проще совершать, обсудив предварительно в "“виттере" с сотней-другой людей.

10. ќни милы, позитивны и беспроблемны

Ёто самое умытое, ухоженное и хорошенькое поколение в человеческой истории.

- ѕримечание Phacochoerus'а ‘унтика: "„ерез "ћиннесотские тесты оценки творческого мышлени€", созданные Ёлисом ѕолом “орренсом, в —Ўј регул€рно прогон€ют школьников и студентов. —читаетс€, что у этих тестов высока€ степень достоверности результатов"

ѕочему они такие. „асть перва€

ѕрирода человека, конечно, неизменна (хот€ бы потому, что психика и разум человека настолько мобильны, а поведенческие программы настолько сложны, что любое изменение в них будет лишь вариацией нормы). Ќо вот человечество в целом действительно мен€етс€, что подмечали еще историки древности, хот€ тогда социальный прогресс двигалс€ со скоростью осенней сонной мухи.  онечно, факторов, мен€ющих лицо цивилизации, - огромное количество, но сейчас мы остановимс€ на одном из них, возможно решающем. „еловечество стареет. ќно обрастает уже вполне €вной седой бородой, и начина€ с XVIII века с каждым годом становитс€ все больше стариков. —редний возраст американца сегодн€ - 37 лет, росси€нина - 39, европейца - 40.

¬от, например, средний возраст римл€нина эпохи »мперии был 12 лет, что сильно сказывалось на общем состо€нии дел. —егодн€ в таких возрастных границах пребывает, скажем, —омали. » когда сейчас родители бран€т ленивого школьника, намека€ ему, что в его возрасте некоторые уже командовали арми€ми и управл€ли государствами, а он все не приучитс€ носочки складывать в корзинку дл€ гр€зного бель€, школьник, если бы училс€ лучше, мог бы резонно возразить, что управл€ли, конечно, и командовали, но управление было соответствующим. ¬ п€тнадцать лет преотлично можно объедин€тьс€ в стаи и идти мочить ненаших гадов, а вот чтобы создать эффективную экономическую политику и развитые дипломатические отношени€ с сосед€ми - тут требуютс€ кое-какие знани€ и большой житейский опыт.

¬едь взрослый человек устроен иначе, чем подросток. ќтветственность за окружающих и забота о них станов€тс€ куда важнее, чем слава, чем битвы, чем кип€щий в венах адреналин, хот€ бы потому, что гормональный фон у людей за тридцать выгл€дит, увы, совсем иначе, чем в конкистадорский период тинейджерства. „ем старше мы становимс€, тем мы предусмотрительнее, спокойнее и альтруистичнее (конечно, есть и очень энергичные злющие старикашки, и благонравные сострадательные дети, но и те и другие, скорее, исключение из правил). » это нормально. ¬озраст защитника, возраст опекуна, что поделаешь. јгресси€ смен€етс€ эмпатией - обычный биохимический процесс. Ёто молодн€ку нужно отвоевывать место под солнцем, упоенно мутузить друг друга за самок и расчищать себе пространство, а патриархам положено опекать детенышей и урезонивать молодежь, сохран€€ безопасность группы в целом.

ѕока человечество было молодо, оно любило драки, кровь и насилие: пышные казни на площад€х с волочением и потрошением, гладиаторские бои, разрушение  арфагенов и прочие невинные детские забавы. ѕерешагнув тридцатилетний рубеж, оно вы€снило, что теперь другие приоритеты. — каждым годом, добавл€емым к среднему возрасту человечества, оно становитс€ все более нетерпимым к насилию, все более требовательным к комфорту, все больше заботитс€ о подрастающем поколении.

“ак по€вились на свет ∆еневска€ конвенци€, ƒеклараци€ прав человека, многочисленные общества по защите детей, животных, гомосексуалистов, заключенных - кого угодно. ѕо главному принципу зрелого человека - "√лавное, чтобы все были живы и здоровы".

», конечно, все резче мен€лось отношение человечества к дет€м. √де-то до VI века до нашей эры мы существовали в режиме, который этнографы именуют "эпохой инфантицида": лишних детей убивали, принос€ в жертву, выкидыва€ в реки и овраги, а часто просто съедали в ритуально-кулинарных цел€х (конечно, в развитых цивилизаци€х, где средний возраст населени€ благодар€ медицине и отсутствию перебоев с питанием был выше 7-8 лет, все обсто€ло не столь плачевно, но даже там детские жертвоприношени€, м€гко говор€, не были редкостью). ѕотом отношение к дет€м несколько улучшилось. “о есть истребление матерью или отцом неугодившего им потомства еще долго было неоспоримым, св€тым родительским правом (а убийство "бесчестных" дочерей в некоторых странах, скажем в —аудовской јравии, до сих пор считаетс€ гражданским долгом любого родител€), но все-таки в целом детей стали более или менее выращивать, воспитывать и образовывать. ƒело это было т€желое и неблагодарное.  огда на каждого взрослого, перешагнувшего 20-летний рубеж, приходитс€ дес€ть детей и подростков, страна превращаетс€ в огромный детский сад, в котором трудно поддерживать пор€док.

  счастью, в арсенале древних педагогов имелись эффективные воспитательные средства. Ќам сейчас даже трудно представить себе то количество трепок и колотушек, которое получал среднестатистический ребенок, имевший несчастье родитьс€ в период с X века до нашей эры по XVIII век эры нашей. ћожно ознакомитьс€ с трудами известных "историков детства", например ‘илиппа јрьеса или Ћлойда ƒемоса, чтобы составить себе представление о том, какой пыточной комнатой была детска€ вплоть до начала новейшей истории.

ћладенцев пеленали так туго, что те впадали в некое подобие анабиоза - сил у них хватало только на то, чтобы тихонько дышать, не беспоко€ своим плачем окружающих. „тобы приучить проситьс€ на горшок, их с двух мес€цев регул€рно окунали попой в лед€ную воду после каждого "нелицензированного" опорожнени€, и уже к полугоду дети древности отличались потр€сающей в этом смысле опр€тностью. Ўлепать ребенка начинали с самого нежного возраста, а с года-­двух уже регул€рно секли. »з школ доносились такие вопли, что цену аренды домов по соседству приходилось снижать. ¬ самых дорогих и престижных школах били еще усерднее (символом »тона до самого последнего времени была розга). »ст€зание детей было осв€щено традицией, Ѕиблией и обществом.

ј куда было деватьс€? ѕри наличии дес€тка детей чуть ли не в каждой семье никакой возможности индивидуально и бережно работать с каждым ребенком не было. —кажем, французскому философу и писателю XVI века ћишелю ћонтеню повезло: его родители считали, что детей надо воспитывать только лаской и любовью. Ќо они были знатны, неимоверно богаты, и ћишель был у них один. ѕри наличии дес€ти н€нек и изобилии свободного времени родители ћонтен€ могли позволить себе иметь самые современные взгл€ды на педагогику. Ѕольшинство же других родителей, мечтавших о том, чтобы ни один из многочисленных отпрысков не стал вором и убийцей и не кончил жизнь на виселице, вынуждены были вести себ€ с детьми иначе. ’орошо битый ребенок обычно реже опасно шалил и про€вл€л несколько большее усердие в учебе, чем его сверстник, чьи родители, слишком зан€тые добычей хлеба насущного, пренебрегали долгом воспитани€.

Ќо наконец свет любви, добра и отсутстви€ рукоприкладства начал просачиватьс€ и в детскую. ѕервые серьезные мысли о том, что дети тоже люди и надо бы с ними пом€гче, по€вились в трудах отцов-иезуитов, учителей иезуитских колледжей. ѕотом эту мысль стали транслировать просветители конца XVIII века.

¬ XIX веке в ≈вропе по€вл€ютс€ семьи, отказывающиес€ от физического наказани€ детей. Ќа них смотр€т как на диковинку, их ругают в прессе, их не поощр€ет правительство, но их становитс€ все больше. –ождаемость падает, средний возраст человечества растет. “еперь на одного взрослого в цивилизованном мире приходитс€ всего 2-3 ребенка, а это уже совсем другое дело.

¬ XX веке наказани€ все больше вывод€т из государственных и даже частных школ, оставл€€ их на усмотрение семьи. Ќо по-прежнему домашн€€ порка, в меру строга€ и без членовредительства, воспринимаетс€ как нечто правильное и естественное.

ј вот после ¬торой мировой, когда массова€ гибель молодежи во многих странах одним скачком сделала человечество еще старше, нетерпимость к насилию выросла настолько, что по€вились первые голоса, требовавшие ограничить родителей в праве на избиение детей. √енеральна€ јссамбле€ ќќЌ в 1959 году выпускает ƒекларацию прав ребенка, котора€ провозглашает, что "человечество об€зано давать ребенку лучшее, что оно имеет". ”же половина всех детей, рожденных в 60-70-е годы прошлого века, не подвергалась физическим наказани€м.

» наконец, в 1990 году вступает в действие  онвенци€ о правах ребенка, в которой вводитс€ полный запрет на любые телесные наказани€, а также жестко ограничиваетс€ право родителей и опекунов на многие другие способы давлени€ на детей.  онвенцию подписали все страны - члены ќќЌ, кроме —Ўј (там существует свой, тоже весьма строгий в этом отношении закон), ёжного —удана и —омали.

ѕри соотношении "один ребенок на одного взрослого", которое имеетс€ сейчас в странах "золотого миллиарда" и в  итае, требовани€  онвенции станов€тс€ вполне выполнимыми.

ѕочему они такие. „асть втора€

"ћиллениумы" были рождены, когда родители впервые за всю историю вообще перестали бить детей, лишать их обеда и даже ставить в угол. „асто "миллениумы" вообще единственные дети в семье, хот€, возможно, у них есть брат или сестра. »х старались не ругать, им объ€сн€ли, их уговаривали.

—леду€ педагогическим инструкци€м, родители не забывали ежедневно повтор€ть своим дет€м, что люб€т их больше всех на свете, что они самые замечательные, красивые и умные. ѕосле того как ребенка в пух и прах разносили сверстники на спортивном матче или на творческом конкурсе, родители немедленно сообщали проигравшему, что неверо€тно им горд€тс€. ќн же смог, он же высто€л, он же не расплакалс€ и не описалс€, когда зан€л последнее место! ƒа он же герой! ¬ начальных школах больше не став€т оценок, особенно плохих, а за хорошо выполненные работы раздают золотые медали и серебр€ные звезды. ѕотому что ребенка нельз€ лишать уверенности в себе, как бы он ни был туп, ленив и несносен; он должен знать, что он самый лучший и что все его люб€т.

ѕод страхом уголовной ответственности родители перестраивают дома, дела€ их безопасными дл€ детей. ¬се острые углы замотаны м€гкими прокладками, лестницы закрыты воротцами, розетки - заглушками. —начала до 12, а теперь и до 14 лет в большинстве штатов —Ўј, например, нельз€ оставл€ть ребенка одного - ни дома, ни на улице.  омендантский час - запрет на по€вление несовершеннолетних на улице вечером - работает почти во всех странах  онвенции.

ƒетский труд запрещен, общество жестко ограждает ребенка от контакта со всем, что может представл€ть дл€ него опасность: с сигаретами, алкоголем, эротикой, нежелательной информацией. –езко ограничиваютс€ контакты ребенка с любыми взрослыми, не €вл€ющимис€ его роди­тел€ми или учител€ми. ѕолова€ неприкосновенность ребенка становитс€ задачей номер один. ¬ Ќью-…орке, скажем, взрослому категорически запрещено входить на детские площадки без ребенка до 12 лет. «а пристальный взгл€д на ребенка на улице или за попытку с ним заговорить вполне реально оказатьс€ в полицейском участке.

Ѕолее того, общество начало жестко боротьс€ с насилием в детской среде. ≈сли в 60-х годах шведский ћалыш, друг  арлсона, мог прийти из школы с огромным син€ком под глазом, потому что они с  ристером кидались друг в друга камн€ми, а мама ћалыша лишь вздыхала и угощала его плюшками, то сегодн€ шведские школьники, швыр€ющие друг в друга камни, стали бы „ѕ национального масштаба.

¬от так и по€вились "миллениумы". »м незачем бунтовать, потому что родители никогда не были с ними суровы. ќни бо€тс€ агрессии, потому что никогда с нею не сталкивались. ќни несамосто€тельны, потому что каждый их шаг контролировалс€, а все действи€ программировались.

ќни некреативны, потому что им не приходилось справл€тьс€ с трудност€ми и искать пути выхода из опасных ситуаций. ќни интеллектуально неразвиты, потому что круг их общени€ был ограничен в основном сверстниками, а ребенок взрослеет и умнеет лишь в окружении людей, превосход€щих его по интеллекту.

ќни не жаждут много работать и зарабатывать, потому что практически незнакомы с лишени€ми. ќни не рвутс€ к успеху, потому что с младенчества знают как аксиому, что они и так прекрасны во всех отношени€х, им не надо никому ничего доказывать. »м нравитс€ выкладывать в "»нстаграм" снимки надкушенных ими бутербродов, потому что они уверены: все с ними св€занное неизбежно вызывает восхищение у миллионов.

ќни почти не стрем€тс€ создавать семьи, потому что не умеют подстраиватьс€ под других людей, ведь те всегда подстраивались под них. ќни помешаны на звездах, потому что в их представлении звезда ведет идеальный дл€ человека образ жизни - она просто выходит из дома, и все говор€т "ах!", а папарацци в кустах падают в обморок от счасть€.

» чем все кончитс€?

Ѕританский писатель “ерри ѕратчетт в одном из интервью говорил, что если инопланет€не хот€т нас завоевать, то им нужно всего лишь подождать лет двадцать: к тому времени «емл€ будет заселена такими милыми безобидными симпат€шками, что и воевать не придетс€. “ерри, как всегда, шутил. Ќевзира€ ни на какие тенденции поколений, определенный процент детей все равно будет вырастать в честолюбивых, агрессивных, своевольных людей (особенно если их не перекорм€т в детстве прозаком и не замучат на курсах контрол€ гнева).

“ем не менее мы можем ожидать определенных изменений и в производстве, и в международной политике, и в социальной сфере, когда рулить всем этим возьметс€ поколение "яяя" (хот€ оно, как мы видим, и не рветс€ этого делать).

¬идимо, курс на социал-демократию будет еще более выраженным, так как "миллениумам" нрав€тс€ социальные гарантии. ¬идимо, еще более усилитс€ бюрократическое вли€ние государства и надгосударственных образований типа ≈вросоюза, так как "миллениумы" не умеют бунтовать и не против того, чтобы ими распор€жались. ¬идимо, малый частный бизнес будет еще больше сокращатьс€, так как реб€та не хот€т иметь собственного дела, а предпочитают быть безответственными наемниками. ¬идимо, этот мир станет еще более скучным, стерильным и безопасным.

— другой стороны, проблема "яяя" - это пока еще не всепланетное €вление. ёжна€ јмерика и »нди€ с их 18-летним средним возрастом населени€ несколько иначе смотр€т на вещи. », может быть, основным двигателем прогресса и островами экономической и творческой свободы станут именно они.

ѕоживем - увидим.

ƒ–”√»≈ ѕќ ќЋ≈Ќ»я

ƒавать смешные названи€ поколени€м начали уже давно.

ѕотер€нное поколение

Ћюди, рожденные на рубеже XIX-XX веков. ѕопав в юном возрасте на фронты ѕервой мировой и созрев там, оно вернулось на руины миров своего детства и долго не понимало, что теперь делать.  огда некоторые из них ухитрились не спитьс€ и стали подниматьс€ на ноги, создавать семьи и работать, их накрыла ¬елика€ депресси€. “е, кто сумел справитьс€ и с этим, дожили до окопов ¬торой мировой.

Ѕэби-бумеры, шестидес€тники

ƒаты рождени€ - с 1935 по 1960 год. —амое бунтующее поколение. ’иппи, марихуана, свободна€ любовь, нет войне во ¬ьетнаме, ¬удсток - в —Ўј. —туденческие бунты - во ‘ранции. Ўестидес€тники-диссиденты в странах соцлагер€. ’орошо разбирались в политике, про€вл€ли высокие интеллектуальные способности, дали мощный пинок науке и культуре.

ѕоколение ’

Ћюди, рожденные с 1960 по 1980 год. —ейчас на планете хоз€йничают именно они. ќсновные приметы - частые разводы, сокращение рождаемости, недоверие к власти любого рода, высокие интеллектуальные и творческие способности, огромные амбиции.

ѕоколение Y

“ак именовались "миллениумы", когда еще катались в кол€сочках и было совершенно непон€тно, какими они станут.

јвтор - “ата ќлейник

ќригинал maximonline.ru
–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
—ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку