-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


ƒвучленные слав€нские имена

—реда, 04 —ент€бр€ 2013 г. 12:42 + в цитатник

ƒвучленные слав€нские именаћо€ стать€ - об исчезающих двучленных старослав€нских именах. ѕочему —тарослав€нских? ѕотому что ученые в ѕольше, например профессор ћалец из »нститута польского €зыка ѕольской јкадемии Ќаук в  ракове, и в ёгославии, например профессор ÷иркович из ”ниверситета в Ќовом —аде, согласны в том, что именно двучленные имена €вл€ютс€ наиболее архаичными, наиболее типичными и имеющими большее отношение к древней слав€нской общности и ее элитам. 

»мена, состо€щие из двух слов, имели свой глубокий смысл и произношение.   сожалению, сегодн€ —Ћј¬яЌ≈ уже не понимают значени€ своих имен. ’уже всего, однако, то, что имен этих становитс€ все меньше. (¬ ѕольше всего каких-то 10% от всех имен).

ѕоэтому своими рефератом € хочу призвать к спасению "старослав€нских двучленных имен". »х нужно спасти любой ценой, поскольку (воспользуюсь цитатой) "»мена создают систему, котора€, выдел€€сь из всего €зыка некоторыми специфическими чертами, составл€ет одновременно часть традиции права и обычаев каждого общества" (“адеуш ћилевский, 1969). Ёта великолепна€ традици€ права и обычаев присутствует одинаково во всех слав€нских странах по причине общего происхождени€ и общего этнического начала. —истему слав€нских имен следует провозглашать и распростран€ть, чтобы она не исчезла и стала более попул€рной и даже об€зательной во всех слав€нских странах.

”грозы

ѕричиной исчезновени€ слав€нских имен €вл€етс€ процесс акультурации. я рассмотрю эту проблему с точки зрени€ ѕольши и пол€ка. —ейчас самым опасным €вл€етс€ бедствие под названием американизаци€. я буквально выхожу из себ€, когда еду в поезде и слышу, как отдыхающие призывают своих чад к пор€дку. ¬стречаютс€ такие имена, как јнжелика, Ћинда, Ћари, ћарк, ƒенис, –об, ћаркс, Ёнди, ¬алентинка… Ёто, конечно же, результат наплыва низкопробной американской или немецкой поп-культуры, особенно бессодержательных фильмов и телепрограмм. ƒо 1989 года таких имен в ѕольше не было совсем, благодар€ четким действи€м цензоров и ћинистерства культуры и искусства. ѕо именам в ѕольше можно также легко заметить вли€ние немецкой культуры и извечного "Drang nach Osten". –обертов,  онрадов,  аролей и √енриков у нас уже миллионы. ‘актически из √ермании в ѕольшу прибыло и христианство, а с ним и Ѕибли€ и многочисленные гебрайские имена. Ќесмотр€ на их опол€чивание, значительное число ближневосточных имен указывает на уровень упадка традиции слав€нской культуры и обычаев. —ейчас получаетс€, что "типично польскими" €вл€ютс€ такие имена, как ћатеуш, Ћукаш, ѕетр, –афал, ёзеф. ѕо причине того, что римский папа имеет польское происхождение, попул€рность гебрайских имен ян и ѕавел перешла границу абсурда. я призываю хот€ бы в нашем кругу - кругу людей, осознающих себ€ —Ћј¬яЌјћ» - отказатьс€ от этих американских, немецких или гебрайских имен.

»мена, инициаци€ и слав€нска€ культура

ƒо и сразу после распада —лав€нской ќбщности, то есть прежде чем слав€нские племена вошли в орбиту вли€ни€ чуждых культур, €зыческа€ традици€ и обычаи не позвол€ли членам племенной общности, а тем более прав€щей элите, отступать от канона двучленного имени (600 - 1000 года нашей эры). –ебенок становилс€ членом общества (задруги, опол€, племени, государства), когда переходил под мужскую опеку в возрасте 7 лет. ¬о врем€ обр€да инициации выбиралось новое им€, а старое им€, данное независимо от пола, под вли€нием чувств и импульса матери, подлежало забвению. Ќовое осмысленное им€ должно было соответствовать характеру ребенка либо качествам, которые хотели бы в нем видеть родители, если у ребенка был слабый характер, например:

Ѕогумил - пусть будет мил богу,
√остерад - пусть будет отличатьс€ гостеприимством,
ћстислав - пусть будет славен местью над врагами.

 ак видно, по слав€нским веровани€м, им€ было закл€тием и магическим знаком, св€занным с человеком, его нос€щим.

Ѕлагодар€ лексическим составл€ющим двучленных имен, сохраненных обыча€ми и традицией, мы многое узнаем о культуре и системе ценностей наших предков. ¬от примеры из различных сфер жизни:

∆изнь (суффиксы -быт, -жир) - ¬ластибыт, ∆ирослав, ƒомажир.
ѕоложительные ценности (добро-, любо-, мило-, радо-) - ƒоброгост, Ћюбомир, –адомир, ћилострый.
ќтрицательные ценности (не-) - Ќиклот, Ќемир, Ќерад.
—мысл познани€ (мысли-, -мысл, -вид) - ћыслибор, √остевид, Ѕолемысл.
ќбщественное устройство (держи-, гради-, влади-) - ƒержикрай, √радислав, ¬ладимир.
√остеприимство (-гост) - Ћюбогост, ƒоброгост, –адогост.
¬оенна€ организаци€ (-полк, вой-) - —в€тополк, ¬оислав.
Ѕоева€ готовность (буди-, креси-) - Ѕудивой,  ресислав.
Ѕорьба (бори-, рати-) - Ѕоригнев, –атибор.
ƒостоинства воина (св€то-, €ро-, пако-) - —в€томир, ярослав, ѕакослав.
„есть, слава (чти-, -слав) - „тибор, “омислав, Ѕолеслав.
—емь€ (брато-, -стрый, сестро-) - Ѕратомил, ∆елистрый, —естромил.
—обственность (семи-) - —емемысл, —емавит.
¬ера (бог-, -бог) - Ѕогуслав, ’валибог, ћолибог, Ѕогухвал.

Ёто примеры присутстви€ ценностей, чувств, верований, общинного образа жизни, организации жизни в услови€х войны. —ледует подчеркнуть то, что в системе слав€нских имен отсутствуют выступающие в системе имен других индоевропейских €зыков названи€ животных (!), оружи€ и реалий, св€занных с зан€ти€ми населени€. —лав€нские имена также более абстрактные, чем остальные индоевропейские имена.

¬иды слав€нских имен в ѕольше

¬ ѕольше, как и в других слав€нских странах, выступают три различающихс€ морфологически типа имен.

ѕервый тип - двучленные имена

ќсновные, древнейшие и самые правильные. ќни состо€т из двух наход€щихс€ между собой в определенном синтаксическом и смысловом отношении слов. ’арактеристика этих имен была представлена выше. ¬ ѕольше в период —редневековь€ имен такого типа использовалось около шестисот. ќднако с момента прин€ти€ христианства они постепенно замен€лись приходившими с «апада иудейско-христианскими именами и в конце концов на рубеже XV-XVI веков были почти полностью вытеснены. »сключение из этого правила составл€ли слав€нские двучленные имена, которые носили св€тые ÷еркви, например, „еслав,  азимир, —танислав, ¬ацлав, ¬ладислав, ¬ойцех. “акже дольше оставались в употреблении двучленные имена в двор€нских семь€х, что €вл€етс€ доказательством использовани€ двучленных имен слав€нскими элитами. ƒоказательством этому служат также имена королевских и кн€жеских династий на территории всего —лав€нского мира. ¬ ѕольше слав€нские двучленные имена носили даже властители из династий, этнически ничего общего со —лав€нством не имевших: ягеллоны (например, ¬ладислав ¬арненский), ¬азы (например, ¬ладислав IV ¬аза).

¬ XVI и XVII веках мы еще встречаем Ѕронислава, ƒадзибога, ƒоброгоста, ƒержислава, ярослава, ћирослава, ћстислава, ѕшемыслава, ѕшецлава, ¬ладимира, «бигнева. ¬ XVIII веке в ѕольше употребительность слав€нских двучленных имен продолжает падать. —итуаци€ измен€етс€ в XIX веке в св€зи с интересом к прошлому ѕольши. Ќачинают по€вл€тьс€ календари слав€нских имен (например, “.¬оевудского в ¬аршавском  урьере за 1827 год), хот€ вместе с ними начинают по€вл€тьс€ ошибочные, искаженные формы слав€нских имен (например, вместо «быгнева по€вилс€ «бигнев, а вместо —емовита по€вилс€ «емовит) и гибридные формы - полученные из христианских имен с прибавлением второго слав€нского члена, например: ян - янислав, ёлиан - ёлислав. ¬оскрешению некоторых старых слав€нских имен способствовала также романтическа€ литература, изобилующа€ старопольскими мотивами с подлинными старослав€нскими именами..

¬ межвоенный период попул€рность слав€нских двучленных имен продолжает возрастать, благодар€ де€тельности нео€зыческих групп, которые обращались к мифологии слав€н и древней системе верований. —лав€нские двучленные имена попул€ризировались также благодар€ изданию календарей и книг (например, ¬ладислав  олодзей "—лав€нский календарь") и обыкновению принимать псевдонимы в виде слав€нского имени.   примеру, журнал "«адруга" не публиковал полного имени автора статьи - только инициалы, если им€ автора не было слав€нским.

—ейчас в ѕольше действуют организации, про€вл€ющие интерес к —лав€нству и требующие от своих членов обладани€ двучленным слав€нским именем, что кажетс€ мне весьма положительным €влением (например, некоторые харцерские дружины в  ракове, краковское отделение общества "Ќиклот", " рак", "Ћюбуш").

 аков в насто€щее врем€ масштаб использовани€ слав€нских имен в ѕольше? —таниславов - 800 тыс€ч,  азимиров - 300 тыс€ч, ¬ойцехов, ¬ладиславов, „еславов и ¬ладимиров - по 200 тыс€ч, богданов - 130 тыс€ч. ƒовольно большое число также Ѕогумилов, Ѕогуславов, Ѕогухвалов, —в€тославов. Ёти имена попул€рны благодар€ их св€зи с христианством. »з имен, которые с христианством имеют немного общего, попул€рны «бигнев (400 тыс€ч), ярослав, ћирослав, ¬еслав, «дислав (по 200 тыс€ч), ѕшемыслав (130 т€с€ч), Ѕолеслав, Ѕронислав, –адослав (по 80 тыс€ч).

ќт мужских имен образуютс€ женские формы, а их большое сходство свидетельствует о равноправии женщин, например: —танислава (300 тыс€ч),  азимира (145 тыс€ч), ¬ладислава (140 тыс€ч), „еслава (100 тыс€ч). ѕопул€рны также: ¬ацлава, Ѕронислава, Ћюдмила, ƒоброслава, —лавомира, «бигнева, «дислава.

¬торой тип - формы имен, происход€щие от двучленных имен

ѕроизводные формы, разбитые или сокращенные, снабженные различными суффиксами, часто уменьшительно-ласкательными), например: –атиборек - от –атибор, Ћют - Ћютогнев, ѕелка - от —в€тополк, ¬ойтек - от ¬ойцех, √невко - от √невомир, ћилош - от ћирослав, Ѕрониш - от Ѕронислав, Ћех - от Ћехослав, ћешко - от ћечислав, Ѕорис - от Ѕорислав.

Ћично € считаю, что от имен такого типа —лав€нство должно избавитьс€ как от неправильных форм, хот€ с этнической точки зрени€ они значительно правильнее имен, происход€щих от христианства и от западной поп-культуры.

“ретий тип - простые имена - народные названи€ в функции собственных личных имен

’орошим примером имени этого типа €вл€етс€ попул€рное в —ербии им€ ¬ук, скорее всего образованное от известного в —редние века имени ¬илчан - властитель ¬илетов со значанием "пусть будет как волк, воинственный, хищный, умелый воин". »ные имена этого типа:  в€тек ("пусть будет как цветущее растение, прекрасный и дородный"), ќдолан (от глагола "одолеть"), Ўибан (от "шибать", т.е. бить),  охан, ћилаван, Ћасота.

Ћично € считаю, что эти имена, хот€ они и слав€нские, правильные и интересные, не следует пропагандировать по причине их одночленности, что не придает им слав€нского характера.

ѕравовые проблемы

ћои родители - католики, а потому дали мне им€ архангела –афаэл€ - –афала в польском звучании.  огда € уже осознал себ€ насто€щим слав€нином, € решил через обр€д инициации изменить им€ на старослав€нское. я выбрал им€ Ѕоромир, что означает "пусть боретс€ с врагом за свой мир". ќно подходит к моей фамилии и соответствует моему характеру. ѕрежде чем € начал использовать это им€, оно стало моим прозвищем по причине сходства с моей фамилией и персонажем из "¬ластелина  олец" “олкена, который тогда из јнглии завоевал умы молодых людей в ѕольше. „ерез несколько лет € захотел официально зарегистрировать новое им€ в качестве второго.  аково же было мое удивление, когда в моем за€влении было отказано! ¬ соответствии с законом 50-х годов польскими было признано более дес€тка слав€нских имен, перечисленных мной ранее, а также большое число имен гербрайских, немецких и латинских. “аким образом, оказалось, что име€ гебрайское им€, € не могу заменить его на слав€нское, поскольку чиновник за€вил, что € его выдумал. ј ведь им€ это присутствует в списке сербских национальных имен (Milica Cirkovic "Recnik licnich imena kod Srba"). Ёто значит, что это им€ чисто слав€нское, тем более, что его можно логически и грамматически объ€снить. ¬ышеупом€нутый закон позвол€ет одновременно изменить фамилию, так что благодар€ пронемецкой политике польского государства часто встречающуюс€ фамилию ¬ильк (сербский ¬ук) можно заменить на более "нормальную" ¬ольф. — этой правовой проблемой мы, пол€ки, должны справитьс€ сами, но мне интересно, как юридический вопрос изменени€ имени выгл€дит в других слав€нских государствах. ƒл€ мен€ спосением оказалось написание на эту тему дипломной работы и нескольких статей в специальных журналах, однако это скорее правова€ уловка, чем принцип, который должен об€зывать.

—пособы спасени€ двучленных имен

„тобы сохранить существование двучленных слав€нских имен как этнокультурного знамени, отличающего нас от представителей иных €зыковых групп, необходима акци€ попул€ризации этих имен в культуре. ƒл€ краткости € лишь перечислю эти способы:

выбор литературных и артистических псевдонимов в форме двучленных слав€нских имен, например: писатели Ћюдовит Ўтур, «бигнев Ќенацкий, Ѕарним –огалица;

введение об€зательного слав€нского имени в организаци€х национальной и слав€нской направленности;

наименование фирм, магазинов, объединений, улиц такими именами (например, известна€ в ѕольше колбасна€ фирма "ƒоброслава");

пропаганда периода раннего средневековь€ через археологические экспедиции и исторические заседани€, ведь все правители в этот период имели слав€нские имена;

наделение героев книг, стихов, фильмов двучленными слав€нскими именами;

издание календарей со списком слав€нских имен, притом исключительно правильных.

ќдним словом, речь идет от том, чтобы внедр€ть слав€нские имена в каждой сфере нашей де€тельности: на уровне политики, экономики, культуры, науки. —ледует помнить о наших дет€х, которые вскоре по€в€тс€ на свет. ѕодумаем уже сегодн€ о слав€нских именах дл€ них!   сожалению, сегодн€ в св€зи с юридическими требовани€ми мы не можем себе позволить давать ребенку им€ в возрасте 7 лет. Ёти имена мы должны искать в списках слав€нских имен, исторических источниках, литературе, а также в окружающих нас названи€х местностей, например: ¬ладимир в –оссии, Ѕратислава - в —ловакии, Ћитомысль в „ехии, «латибор - в —ербии и в ѕольше: ¬одислав, –атибуж, ћыслибуж, ѕшемысль, ярослав, ƒержислав, ¬роцлав. ћожно их также найти в названи€х в Ѕолгарии: Ѕоримиров от имени Ѕоромир и в ѕольше: Ћютославский от имени Ћютослав.

я рассчитываю на то, что на очередных всеслав€нских съездах будет создана специальна€ комисси€, занимающа€с€ сбором и каталогизацией двучленных имен, встречающихс€ во всех странах —лав€нского мира, с тем чтобы создать открытый банк этих имен, доступный дл€ создани€ слав€нских календарей и публикации в различных странах.

 

Ѕоромир Ѕоровчак

»сточник

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 апочка_ апа   обратитьс€ по имени —реда, 04 —ент€бр€ 2013 г. 22:32 (ссылка)
»рочка!! ќчень интересна€ стать€!!
ј за цитату "Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели. " - отдельное спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку