-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


ќ пользе комиксов дл€ детей

„етверг, 08 јвгуста 2013 г. 09:16 + в цитатник
ќ пользе комиксов дл€ детей¬есной этого года в колледже ѕровиденса (штат –од-јйленд, —Ўј) состо€лась ѕерва€ конференци€ «»скусство комикса в школах Ќовой јнглии». » знаете, какую тему обсуждали преподаватели и художники?  ак с помощью комиксов привить дет€м любовь к чтению!

Ќадо сказать, что у некоторых российских родителей, да и у учителей тоже до сих пор существует устойчивое предубеждение против рисованных историй. ћол, комиксы примитивны: зан€тие дл€ дурачков – картинки и немного буковок. ƒа и потом это «западное зло», с нашим менталитетом никак не св€занное.

ћарина јромштам, главный редактор газеты «ƒошкольное образование», анализиру€ одну недавно вышедшую книгу детских комиксов (о самой книге позже) говорит: «¬ самом жанре (как в самых разных жанрах искусства) нет ничего порочного. ≈сли быть честными, то предтечей комиксов в истории культуры можно считать иконы с их клеймами. »коны возникли как способ рассказывать содержание св€щенного писани€ тогдашнему неграмотному в большинстве своем населению и во многом обеспечили христианству «продвижение» в массы».

„то такое комикс?

 омикс – это рассказ в картинках. —ери€ нескольких картинок, св€занных между собой сюжетно, по смыслу. — научной точки зрени€, это синтез элементов литературы, изобразительного искусства и кинематографа.  стати, не во всех комиксах об€зательно присутствует текст. Ѕывают «немые комиксы» (сюжет пон€тен и без слов) и комиксы, где есть «баблы» (от английского «¬u№џе» - пузырь). «Ѕабл» - это «пузырь», в который обычно вставл€етс€ речь героев. —лова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

¬ разных странах этот вид искусства приобрел совершенно непохожие друг на друга черты. ≈сли быть точным, слово «комикс» используетс€ лишь в јнглии, јмерике и –оссии. —пециалисты других стран называют этот жанр по-своему. ¬ японии используют слово «манга», в  итае – «манхуа», а во ‘ранции – «банд дессине». ѕрактически во всех странах становление комиксов начиналось с веселых и занимательных историй, в виде трех-четырех кадровых полосок, печатавшихс€ в газетах. “ака€ форма комикса до сих пор попул€рна, многие издани€ в качестве развлечени€ публикуют комикс.

 аждый комикс имеет своего адресата. ≈сть взрослые и подростковые, с претензией на высокое искусство и авангардные, познавательные и развлекательные. ј есть детские комиксы. ¬от о них и поговорим.

ѕервый российский комикс дл€ детей

«имой этого года в “реть€ковской галерее прошла выставка «¬есЄлые картинки – первый российский комикс». Ќа ней демонстрировались 280 рисунков художников – авторов «¬еселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000 год. Ќа уникальной выставке можно было проследить эволюцию детского комикса на примере журнала.

ѕервоначально «¬еселые картинки» имели горизонтальный формат, напомина€ альбом дл€ рисовани€. Ѕольша€ часть страниц была заполнена выразительными рисунками-истори€ми с краткими репликами, размещенными в «пузыр€х», – классический вариант комикса. »х создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы и аниматоры. ѕрофессии комиксиста тогда ещЄ не существовало.

√лавный героем первых комиксов был оба€тельный человечек с карандашом вместо носа. ¬след за  арандашом на страницах журнала по€вилась цела€ команда ¬еселых человечков: —амоделкин, ѕетрушка, Ќезнайка, Ѕуратино, „иполлино, ƒюймовочка и √урвинек.

ћен€лась идеологи€, формат журнала, главные редакторы и иллюстраторы – мен€лись и комиксы, остава€сь по-прежнему частью культуры, к которой приобщаетс€ ребЄнок.

»нтересно, что из многих комиксов потом родились полноправные детские произведени€: книги, мультфильмы, художественные фильмы.

»стори€ одного детского комикса

ѕримерно одновременно с выходом наших «¬еселых картинок» в газете французских коммунистов по€вл€етс€ сери€ веселых историй – «—обака ѕиф». —пуст€ врем€ комиксы «перебираютс€» в свой журнал «Pif». “ак начинаетс€ «шествие ѕифа» по странам ≈вропы. Ќебольшие комиксы из нескольких рисунков представл€ли собой весЄлые истории про хитроватого и оба€тельного домашнего пса ѕифа, его хоз€ев – тЄтю јгату и д€дю ÷езар€, их сына ƒуду и кота √еркулеса. ѕериодически по€вл€лись новые персонажи, но лЄгка€ стилистика историй и рисунков оставалась всегда.

¬ 70-годы французский журнал по€вилс€ и в —оветском —оюзе, а позже по€вились оригинальные пересказы и оригинальные иллюстрации. —егодн€ комиксы о ѕифе в пересказе √. ќстера и в картинках ¬. —утеева до сих пор очень попул€рны среди детей.

«ападный опыт

¬озвраща€сь к теме американской конференции, поговорим о пользе, которую может привести комикс. Ѕывает, ребенка сложно увлечь чтением. ≈му не интересно читать много текста, зато он любит рассматривать картинки. »ли с удовольствием смотрит мультики, но не хочет читать. ¬ обоих случа€х комикс - хороший выход. ¬озможно, если ребенок приучитс€ читать комиксы, то потом ему будет интересно читать и все остальное?

 стати, американцы пошли дальше, поставив задачу использовать комиксы как способ увлекательного вовлечени€ реб€т в процесс обучени€: «√рафические новеллы развивают креативное мышление, расшир€ют словарный запас, несут в себе важные идеи. ”чащиес€ могут изучать героев комиксов посредством сочетани€ текста и изображений, что стимулирует такие стратегии высокого уровн€ чтени€, как постановка вопросов и способность делать выводы. »зображени€ в графических новеллах способны рассказать больше, чем просто слова, позвол€€ дет€м глубже пон€ть историю».

¬опросом комиксов параллельно зан€лись и канадские учЄные. —отрудники  анадского совета по вопросам обучени€ утверждают, что если классическа€ литература навевает скуку, то иллюстрации, лаконичность и динамика повествовани€ комиксов привлекут внимание детей и будут стимулировать их к чтению.

ѕо мнению исследователей, дети, люб€щие комиксы, легко переход€т на чтение художественной литературы. “е же, кто в детстве не болел «Ѕэтменом», гораздо реже станов€тс€ книголюбами.  анадские ученые настаивают на положительном вли€нии комиксов и предложили включить их в об€зательную школьную программу.

  сожалению, что думают российские исследователи о пользе комиксов, не известно.

„то почитать?

 нигу Ќикола€ –адлова «–ассказы в картинках» никто пр€мо комиксом не называет. Ќо по сути – это они и есть. Ќебольшие истории в картинках, св€занные между собой сюжетно. ”же первое довоенное издание пользовалось огромным успехом. ¬ 1938 году «–ассказы в картинках» получили вторую премию на международном конкурсе детской книги в јмерике. ¬ прошлом году вышел сборник всех рисунков, созданных Ќ.–адловым дл€ «–ассказов в картинках».

ќднако в этот раз издатели лишили читател€ подписей к картинкам. ¬от что написано на сайте издательства ћелик-ѕашаев: «Ќаше решение не печатать стихи было осознано. Ќа наш взгл€д книга намного «полезнее» без них, это дает возможность ребенку самосто€тельно фантазировать, придумывать свои рассказы, свою игру. ј это намного ценнее и интереснее, чем получать «расшифровку» от других.

ѕодписи - это представлени€ взрослых, иногда они вымучены и примитивны. „ерез какое-то врем€ мы опубликуем детские рассказы по картинкам –адлова. Ќапример, один мальчик придумал рассматривать картинки в обратном пор€дке, и получаютс€ у него рассказы замечательные! ј если бы были подписи, пришла бы ему в голову така€ иде€?».

Ўуточные рассказы в картинках про умную девочку ћашу, котора€ была в 1930-е годы придумана создател€ми знаменитых журналов «„иж» и «®ж», тоже комиксами никто не называет. ’от€ веселые истории про находчивую ћашу, иногда с подпис€ми, иногда со стихотворным сопровождением очень напоминают этот жанр.  нига «”мна€ ћаша» вышла в год 75-лети€ ƒ≈“√»«а и в ней, кроме самих рассказов в картинках, есть ещЄ страницы истории: нашей страны, ƒ≈“√»«а, «„ижа» и самой ”мной ћаши.

¬ прошлом году вышла книга французской художницы ѕерре ƒельфина «я, волк и шоколадки». ћарина јромштам, главный редактор газеты «ƒошкольное образование», дела€ подробный позитивный анализ этого издани€, пишет: «Ёто «самый насто€щий» комикс. ќн так и за€влен. Ќи автор, ни издатели не скрывают жанровой принадлежности книжки и горд€тс€ этим. —южет не очень сложный….

 омикс ƒельфины ѕерре – тонко продуманна€ и хорошо сделанна€ вещь.  ажда€ его картинка – законченное высказывание на графическом €зыке – т.е. легко «читаетс€». –исунки динамичные и выразительные. –ассматривать книжку вместе с ребенком можно, когда ему исполнитс€ лет шесть – возраст, в котором ребенок уже накопил некоторый багаж и сказочных знаний, и страхов. ј лет в восемь-дев€ть ребенок и без взрослого будет с удовольствием рассматривать эту книжку». ¬ этом году вышло продолжение приключений героев из этой книги. Ќовое издание называетс€ «я, волк и каникулы с дедушкой».

Ёто лишь некоторые книжные представители детского комикса.  роме книг выход€т и хорошие детские журналы с комиксами. Ќезамысловатый рисунок, легко читаемый текст, наличие фабулы, кинематографичность, разнообразие тем – всЄ это делает комикс попул€рным среди детей и стимулирует интерес к чтению и развивает воображение.

— другой стороны, есть опасность «застревани€» в комиксах. ѕривычка рассматривать только комиксы в конце концов может привести к неспособности визуализировать смысл в обычном тексте, без иллюстраций. “ак что как всегда важно придерживатьс€ «золотой середины».

јвтор статьи: “ать€на ћирошник

ќригинал materinstvo.ru
–убрики:  —ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку