-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


»щем таланты...  ак определить способности ребенка

—реда, 31 »юл€ 2013 г. 20:02 + в цитатник
ќбычно проблема определени€ уровн€ и типа способностей ребенка встает перед родител€ми особенно остро в период выбора того или иного учебного заведени€: будь то специализированный детский сад или школа, студи€, кружок, секци€. ¬ каком возрасте можно наверн€ка сказать, к какому виду де€тельности более всего предрасположен малыш?  ак сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?

ƒл€ начала необходимо разобратьс€ в таких пон€ти€х, как способности, задатки, склонности.  ака€ между ними св€зь и чем они отличаютс€?

—пособности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнени€ одного или нескольких видов де€тельности.  огда ребенок только родилс€, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способност€ми он обладает, так как ребенок развиваетс€ с самого момента рождени€. ѕоэтому нельз€ понимать под способност€ми только врожденные возможности ребенка.

¬рожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развити€ способностей. —ами же способности всегда €вл€ютс€ результатом развити€.

“аким образом, задатки - некоторые генетические особенности строени€ мозга и нервной системы, органов чувств и движени€, которые выступают в качестве природных предпосылок развити€ способностей.

Ќапример, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком дл€ развити€ гимнастических и танцевальных способностей.

«адатки несут в себе возможности дл€ развити€ способностей в процессе обучени€, воспитани€, трудовой де€тельности. ¬от почему так важно как можно раньше вы€вить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

«адатки, прежде всего, про€вл€ютс€ в склонност€х к определенному виду де€тельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (обща€ способность).

—клонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейс€ способности. —клонность про€вл€етс€ в стремлении, т€готении ребенка к определенной де€тельности (рисованию, зан€тию музыкой).

»так, способности представл€ют сплав природного и приобретенного. ѕриродные свойства, €вл€€сь врожденными, перерабатываютс€ и развиваютс€ в услови€х воспитани€ и в процессе труда.

¬ажно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Ќапример, в семье Ѕахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихс€, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Ќо известно, что у многих выдающихс€ людей были не ничем не примечательные дети, несмотр€ на хорошее образование. ћожно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.

ƒл€ того чтобы определить, какими способност€ми обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

ѕсихологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами де€тельности (табл. 1)[1]:

—фера де€тельности, в которой про€вл€ютс€ способности: ’арактеристика ребенка
интеллектуальна€
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную пам€ть;
  • охотно и легко учитс€;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений

„тение:

  • часто выбирает своим зан€тием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохран€ет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в пам€ти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.

ћатематика:

  • про€вл€ет большой интерес к вычислени€м, измерени€м, взвешиванию или упор€дочиванию предметов;
  • про€вл€ет необычное дл€ своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в воспри€тии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполн€ет простейшие операции сложени€ и вычитани€;
  • разбираетс€ в измерении времени (часы, календари) или денег.

≈стествознание:

  • внимателен к предметам и €влени€м;
  • про€вл€ет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функци€х предметов;
  • про€вл€ет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышлени€
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его зан€тие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной де€тельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решени€.
общени€ и лидерства
  • легко приспосабливаетс€ к новым ситуаци€м;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и зан€ти€м;
  • в окружении посторонних людей сохран€ет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или зан€ти€ми других детей;
  • с легкостью общаетс€ с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаютс€ к нему за советом и помощью.
художественной де€тельности

»зобразительное искусство:

  • про€вл€ет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменна€ композици€, конструкци€ и цвет;

ћузыка:

  • про€вл€ет необыкновенный интерес к музыкальным зан€ти€м;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повтор€ет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательна€
  • про€вл€ет большой интерес к де€тельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движени€ (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • дл€ своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развити€ основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

 ажда€ сфера де€тельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позвол€ет как родител€м, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. ѕредложенна€ классификаци€ не дает информации о времени вы€влени€ этих способностей, но позвол€ет определить их вид.

—пециалисты отмечают, что только у 10-15% детей €вно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаютс€ в раннем возрасте (до 3-5 лет).

–аньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности.

Ќапример, о музыкальных способност€х малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, по€вл€етс€ улыбка, он активно гулит. “акие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

ƒиагностика склонностей ребенка

Ќикто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. ¬ раннем возрасте (до 3 лет) процесс вы€влени€ склонностей ребенка ложитс€, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.) Ќаблюдение – один из широко примен€емых методов изучени€ детей. Ќаблюда€ за малышом, изуча€ его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможност€х, ориентиру€сь при этом на качественную оценку особенностей развити€ двигательной сферы, пам€ти, речи, мышлени€, внимани€ и т.д. ”дел€€ основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматьс€, о чем интересуетс€ у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду де€тельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрыватьс€ дарование дошкольника.

»гра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касаетс€ младших детей). ѕрисмотритесь, какие игры выбирает малыш. ќднако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставл€етс€ возможность выбора. „ем старше он становитс€, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. «десь за помощью можно обратитьс€ к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей.

—уществует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка. ѕервый основываетс€ на системе единой оценки (используетс€ один тест, например, тест ¬екслера, направленный на определение уровн€ интеллектуального развити€ ребенка, оценку его потенциальных возможностей; методика «Ќесуществующее животное», определ€юща€ не только эмоциональное, психическое состо€ние ребенка, но и его творческий потенциал.

¬торой подход предполагает комплексное обследование. ¬ насто€щее врем€, комплексна€ диагностика, включающа€ различные методы, приемы, направлени€ на составление целостного представлени€ о развитии малыша, позвол€ет вы€вить его способности в полной мере. —юда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводитьс€ на прот€жении определенного времени (лонгитюдное исследование) дл€ того, чтобы проследить изменени€ ребенка в динамике (в течение нескольких мес€цев и даже лет). ¬ комплексное обследование включаетс€ и самый распространенный способ вы€снени€ склонностей ребенка - это тестирование. ѕроцедура тестировани€ включает в себ€ разнообразные задани€: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определ€ем интеллектуальные или академические достижени€) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движени€ (спортивные, танцевальные) и т.д.. ¬ любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образовани€) могут получить необходимую и достаточную информацию, позвол€ющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей.

»так, среди целей проведени€ данных процедур можно выделить следующие:

определение уровн€ интеллектуального развити€ ребенка;

оценка его потенциальных возможностей;

анализ творческого потенциала ребенка.

ƒиагностика способностей детей младшего возраста проводитс€ с помощью проективных методик, с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. »гра создает наиболее естественные услови€ дл€ раскрыти€ потенциала ребенка. ѕри том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. ¬ ¬ последнее врем€ результаты тестировани€ детей дополн€ютс€ разнообразными опросниками, которые заполн€ют как родители, так педагоги и воспитатели. —ледовательно, диагностические процедуры должны базироватьс€ не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком. ∆изненные наблюдени€ предоставл€ют ценную информацию относительно поведени€ ребенка дома и в детском саду. Ёти наблюдени€ ценны еще и тем, что помогают вы€вить те или иные, особо редко встречающиес€ способности, которые могут быть упущены в процессе обследовани€ ребенка. Ѕолее того, если наблюдение за ребенком ведетс€ в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты состав€т «хронологию» развити€ ребенка, которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. –одители также могут вести «летопись» развити€ малыша, включающую все особенности его жизни. ƒневниковые записи в течение недели, мес€ца, года могут обнаружить те зан€ти€, которые больше всего доставл€ют удовлетворение ребенку. Ёто будет €вл€тьс€ не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в пам€ти все €ркие и запоминающиес€ событи€ развити€ малыша. ¬ообще, вы€вление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное меропри€тие. ѕрежде всего, потому, что интересы ребенка могут мен€тьс€ под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). “ем не менее, все это нисколько не умал€ет важности раннего вы€влени€ способностей и склонностей у детей. Ќекоторым родител€м свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Ќо, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторима€ индивидуальность. —равнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. ѕоэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Ќеобходимо помнить, что результаты диагностики не определ€ют будущие достижени€, а лишь отражают их веро€тность.

»так, проблема вы€влени€ способностей и склонностей детей сложна и требует привлечени€ специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношени€ родителей.

јвтор: ≈лена Ѕогачева. ѕсихолог ¬ологодского научно-координационного центра ÷ентрального экономико-математического института –јЌ

»сточник: журнал «ћама и ћалыш» є7, 2007

kpoxa-shop.ru

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/ расота и «доровье
ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
 расота и «доровье/«доровье
—ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку