-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gerdanka

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2007
Записей: 30639
Комментариев: 20050
Написано: 66758


Не буду есть кашу, если не купишь мне игрушку

Понедельник, 10 Июня 2013 г. 18:15 + в цитатник

Сейчас по телевидению часто показывают программы или реалити-шоу о детской дисциплине (или наоборот отсутствию оной) в семье. Очень популярны программы типа "Няня -скорая помощь", "Взбунтовавшиеся подростки" и т.д. 
Так ли актуальна на сегодняшний день эта тема? Была ли она актуальна и раньше? Что такое детская дисциплина? Когда начинать приучать детей к дисциплине? Каковы рамки этой дисциплины? Я мама совсем еще маленького ребенка, но все эти вопросы подспудно начинают возникать в моем сознании... 

Давайте разберемся вместе. Прошу заметить, дорогой читатель, мне очень важно и интересно ваше мнение и опыт. 


Что же такое понятие "дисциплина" вообще?
Вот какое значение "дисциплины" дает Википедия: 
Дисципли́на (лат. disciplina — выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus — студент) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.
В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п.
Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.
 

Словарь живого русского языка Даля дает такое значение: ДИСЦИПЛИНА ж. франц. воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание; воинская управа, расправа. 

А толковый словарь Ожегова расшифровывает это слово так: Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Воинская д. Трудовая д. Финансовая д. Школьная д. Соблюдать, нарушать дисциплину. || прил. дисциплинарный, -ая, -ое. Д. устав (свод правил воинской дисциплины). 
Опуская архаическое значение "дисциплины" как "воинская управа, расправа" по Далю, дисциплина в двух словах - это свод правил, которые обусловлены определенными нормами, а также система наказаний и поощрений. 

Я думаю, что детская дисциплина была актуальна всегда, только раньше на просторах Совесткого Союза этим занимались педагоги в яслях, детских садах, школах, и пионерских лагерях, иногда бабушки ( обычно бабушки наоборот разлагают дисциплину на корню, балуя своих любимцев внуков). Сейчас с дисциплиной стало трудновато: во-первых, нынешние педагоги не особо утруждаются по этому поводу (справедливо заметить, их мизерные зарплаты не прибавляют энтузиазма); во-вторых, сейчас на современных детей льется колоссальный поток информации из интернета, телевидения и с улицы "как себя вести среди друзей", "модное поведение", "что такое хорошо и что такое плохо", "права человека" и т. д., что часто у родителей нет никаких аргументов в противовес; в-третьих, у многих родителей просто нет времени, знаний или желания контролировать и направлять своих детей в нужное русло. Многие ведь все еще полагаются на детские учреждения. 

А может дисциплина вообще не нужна сейчас? Ведь мы живем в современном типа демократическом мире, где существуют права человека, то есть человеку позволительно вести себя так, как он считает нужным и удобным, дабы не быть ущемленным в своих правах. Может звучит иронично, но видимо это мое личное восприятие понятия "прав человека" и на эту тему можно написать отдельную статью или роман! 

С какого же возраста начинать дисциплинировать ребенка, то есть определять правила и применять систему наказаний и поощрений? С первого класса? Слишком поздно... с 2-х лет? По моему мнению тоже слишком поздно... С рождения? Каким образом? И если с рождения, то о какой системе наказаний и поощрений может идти речь? 

Сейчас существуют множество систем воспитания ребенка, и модные системы Монтессори и Никитиных, и классические Сухомлинского и Макаренко, и по Исламу или Христианству. В каждую из этих систем входит понятие "дисциплина", только рассматривается оно по разному. Макаренко четко говорит: «Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». 
Сухомлинский делает упор на нравственности и творчестве, и ключевые слова его системы - "красота и счастье". Его система схожа с системой Монтессори, но Монтессори еще и вносит понятие "самостоятельности" и "саморазвития". Религиозные системы воспитания анализировать не берусь по личным убеждениям. 

Каждая система воспитания внутри дисциплины затрагивает и понятия "наказание" и "поощрение", иначе как же построить дисциплину без этого? В интернете, журналах, книгах есть масса информации и советов психологов, социологов и т.д. об этом, но вот мне интересны практические изыскания, методы и результаты простых родителей. Вот, например, что бы вы сделали в таких ситуациях: 1) мама или папа идет в супермаркет с годовалым ребенком, ребенку все интересно и он начинает играть хватая все с полок или сбрасывая товар с полок, если вы ему не позволяете это делать, он начинает плакать; 2) 2х-летний ребенок, истерика в супермаркете по поводу не купленной игрушки, ребенок убегает от вас, прячется под прилавками или просто падает навзничь и кричит; 3) ребенку 7 месяцев, не хочет кушать (а кушать надо). 

Раз уж мы заговорили о наказаниях и поощрениях, хотелось бы разобраться здесь детальнее, так как эта тема всегда была и есть камнем преткновения среди психологов, педагогов и родителей. 

Какие виды наказаний вообще существуют? 

В двух словах:
а) окрики, применение физической силы, изолирование;
б) условия (если ты..., то я...);
в) выбор (или ...или...);
г) шантаж (...вот я все папе расскажу, он тебя любить не будет...);
д) лишение чего-либо;
е) установление норм. 

И виды поощрений:
а) похвала;
б) выбор;
в) подарки;
г) "волшебные слова";
д) демонстрация удовлетворения;
е) желание общаться с ребенком. 

Этот список не полный и не все поощрения и наказания являются корректными, но они существуют. Наверняка есть еще другие приемы, так сказать авторские методы, выработанные самими родителями на практике, и могут быть приемлемы только к конкретному ребенку. 

Например, я нашла мой способ поощрения моего шестимесячного ребенка, когда он не хочет кушать. Это метод под кодовым названием"отвлечение-возвращение". Если не хочет кушать, я не запихиваю ложечку ему в рот, а просто отвлекаю на пару минут от еды песенками и потешками, а потом мы опять "возвращаемся" к кормлению, при этом ребенок продолжает сидеть на своем стульчике. 

Или метод "пример для подражания", когда я на своем примере ненавязчиво показываю ребенку с самого маленького возраста определенные обязательные действия, как чистка зубов или уборка постели. То есть я ставлю кресло с ребенком так, чтобы он видел как я чищу зубы, убираю постель, складываю игрушки. А какими интересными приемами наказания, поощрения и воспитания дисциплины мог бы поделиться читатель?

Статья получилась довольно большой, но думаю, что эта тема достаточно важна, особенно в современной жизни, когда основной упор на воспитании и дисциплине приходится делать родителям в семье. Ведь недаром говорят, что все - и хорошее, и плохое - идет из семьи.

Светлана

nashideti.mirtesen.ru

Рубрики:  Омоложение с удовольствием/Стиль жизни / Психология / Саморазвитие
Сад детей
© Gerdanka (Ingigerda)
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку