-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


–емЄсла в древней –уси

—реда, 29 ћа€ 2013 г. 20:59 + в цитатник

–емЄсла в древней –уси

ƒревн€€ –усь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. ѕоначалу у древних слав€н ремесло носило домашний характер - каждый выделывал дл€ себ€ шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глин€ную посуду, изготовл€л оружие и оруди€ труда. «атем ремесленники стали заниматьс€ только определенным промыслом, готовили продукты своего труда дл€ всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хоз€йства, мехами, рыбой, зверем. » уже в период раннего средневековь€ началс€ выпуск продукции на рынок. —начала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

 

¬ русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители дес€тков других профессий. Ёти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества –уси, ее высокой материальной и духовной культуры.

 

»мена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. «а них говор€т предметы, сохранившиес€ от тех далеких времен. Ёто и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

 

–емЄсла в древней –усиѕервыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы.  узнец в былинах, предани€х и сказках €вл€етс€ олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. ∆елезо тогда выплавл€ли из болотных руд. ƒобыча руды производилась осенью и весной. ≈е сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. ѕри раскопках древнерусских поселений часто наход€т шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. ќбнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. »звестны погребени€ древних кузнецов, которым в могилы положили их оруди€ производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

 

ƒревнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копь€ми, стрелами, боевыми топорами. ¬се, что необходимо было дл€ хоз€йства - ножи, иглы, долота, шиль€, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие оруди€ труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

 

–емЄсла в древней –уси

ќсобого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружи€. ”никальными образцами древнерусского ремесла ’ века €вл€ютс€ предметы, обнаруженные в погребени€х „ерной ћогилы в „ернигове, некрополей в  иеве и других городах.

 

Ќеобходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшени€ и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. »менно поэтому частой находкой в древнерусских постройках €вл€ютс€ глин€ные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. «атем расплавленный металл разливали по известн€ковым, глин€ным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшени€. ѕосле этого на готовое изделие наносилс€ орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. –азличные привески, по€сные бл€шки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. ƒл€ украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

 

“ехника чернени€ была довольно сложной. —начала готовилась «чернева€» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. «атем этим составом наносилс€ рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные издели€. „аще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

 

—овсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебр€ные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности издели€.  акого труда и терпени€, например, стоило напа€ть 5 тыс€ч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в  иеве! „аще всего зернь встречаетс€ на типично русском украшении - лунницах, которые представл€ли собой подвески в виде полумес€ца.

 

≈сли вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебр€ных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. »з таких нитей-проволочек создавалс€ подчас неверо€тно затейливый рисунок.

 

ѕримен€лась и техника тиснени€ на тонких золотых или серебр€ных листах. »х сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. “иснением выполн€ли изображени€ зверей на колтах. ќбычно это лев или барс с подн€той лапой и цветком в пасти. ¬ершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчата€ эмаль.

 

Ёмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Ёмали были разных цветов, но особенно любили на –уси красный, голубой и зеленый. ”крашени€ с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать досто€нием средневековой модницы или знатного человека. —начала на будущее украшение наносили весь рисунок. ѕотом на него накладывали тончайший лист золота. »з золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. ѕолучалс€ изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. ÷ентрами производства украшений из перегородчатой эмали были  иев, –€зань, ¬ладимир...

 

–емЄсла в древней –усиј в —тарой Ћадоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! ƒревние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. ”ченые полагают, что здесь когда-то сто€ла металлоплавильна€ печь. Ќайденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, св€зан с этой мастерской. ¬ составе клада двадцать шесть предметов. Ёто семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. ƒл€ изготовлени€ ювелирных изделий примен€лась миниатюрна€ наковаленка. ƒревний слесарь активно пользовалс€ зубилами - их здесь найдено три. — помощью ювелирных ножниц резали листы металла. —верлами проделывали отверсти€ в дереве. ∆елезные предметы с отверсти€ми служили дл€ выт€гивани€ проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Ќайдены также ювелирные молоточки, наковаленки дл€ чеканки и тиснени€ орнаментов на украшени€х из серебра, бронзы. «десь же обнаружены и готовые издели€ древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображени€ми человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

 

Ќаходки на городище Ќовотроицком, в —тарой Ћадоге и других поселени€х, раскопанных археологами, говор€т о том, что уже в VIII веке ремесло начало становитьс€ самосто€тельной отраслью производства и постепенно отдел€тьс€ от сельского хоз€йства. Ёто обсто€тельство имело важное значение в процессе образовани€ классов и создани€ государства.

 

≈сли дл€ VIII столети€ мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличиваетс€. ћастера производ€т теперь продукцию не только дл€ себ€, своей семьи, но и дл€ всей общины. ѕостепенно укрепл€ютс€ дальние торговые св€зи, различные издели€ продаютс€ на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хоз€йства и другие товары.

 

Ќа древнерусских поселени€х IX-’ веков археологи раскопали мастерские по производству глин€ной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. —овершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным дл€ отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хоз€йстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

 

–азвитие земледели€ и отделение от него ремесла, ослабление родовых св€зей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и по€вление частной собственности - обогащени€ одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. ¬месте с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на –уси.


 овка металла на –уси

 

–емЄсла в древней –усиЌа –уси железо было известно еще ранним слав€нам. —амый старый метод обработки металла – это ковка. —начала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состо€нии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. «атем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. ¬ X – XI веках благодар€ развитию металлургии и других ремесел у слав€н по€вились соха и плуг с железным лемехом. Ќа территории древнего  иева археологи наход€т серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

 

¬ XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне. –усские кн€жества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.. Ќа ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дуть€ - мельничьим приводом. ѕервым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. —пециальные горны по€вились позднее. ¬ цел€х пожарной безопасности их располагали у кра€ городищ. –анние печи представл€ли собой густо обмазанные глиной круглые €мы диаметром в один метр, вырытые в земле. »х народное название - «волчьи €мы». ¬ X веке по€вились наземные печи, воздух в которые нагнеталс€ с помощью кожаных мехов.

 

ћеха раздувались вручную. » эта работа делала процесс варки очень т€желым. јрхеологи до сих пор наход€т на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. ѕо окончании «варки» железа домницу ломали, удал€ли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. √ор€ча€ крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. ѕроковка удал€ла с поверхности крицы частицы шлака и устран€ла пористость металла. ѕосле проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Ёта операци€ повтор€лась несколько раз. ƒл€ новой плавки верхн€€ часть домницы реставрировалась или строилась заново. ¬ более поздних домницах передн€€ часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глин€ные емкости.

 

Ќо, несмотр€ на широкое распространение сырь€, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. “рудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. ¬ древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Ќеобходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильна€ печь) дл€ нагрева крицы, кочерга, лом (пешн€), железна€ лопата, наковальн€, молот (кувалда), разнообразные клещи дл€ извлечени€ из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых дл€ плавильных и ковочных работ. “ехника ручной ковки почти не мен€лась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хот€ археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребени€х кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности.

 

ѕисьменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Ќо исследование старинных кованых изделий позвол€ет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. ¬ каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подмастерье. ¬ XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы зан€лись непосредственно ковкой железных изделий. ¬ ƒревней –уси кузнецом называлс€ любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

 

ѕростые кованые издели€ изготавливались с помощью зубила. ѕримен€лась также технологи€ использовани€ вкладыша и наваривани€ стального лезви€.   наиболее простым кованым издели€м можно отнести: ножи, обручи и дружки дл€ ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шиль€, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. »х мог изготовить любой кузнец в одиночку. Ѕолее сложные кованые издели€: цепи, дверные пробои, железные кольца от по€сов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществл€ли опытные кузнецы с помощью подмастерь€.

 

ћастера производили сварку железа, нагрева€ его до температуры 1500 град —, достижение которой определ€ли по искрам раскаленного добела металла. «убилом пробивали отверсти€ в ушках дл€ ушатов, лемехах дл€ сох, мотыгах. ѕробойником делали отверсти€ в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копь€х (дл€ скреплени€ с древком), на оковках лопат. Ёти приемы кузнец мог осуществл€ть только с помощью помощника. ¬едь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направл€ть зубило, бить по зубилу молотом.

 

—ложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. “опор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла.  опь€ ковали из большого треугольного куска железа. ќснование треугольника закручивали в трубку, вставл€ли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. ∆елезные котлы делали из нескольких больших пластин, кра€ которых склепывались железными заклепками. ќпераци€ кручени€ железа примен€лась дл€ создани€ винтов из четырехгранных стержней. ѕриведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь кресть€нский инвентарь, необходимых дл€ постройки дома, сельского хоз€йства, охоты и обороны. ƒревнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столети€ определили технический уровень деревенских кузниц.

 

ќсновна€ форма серпа и косы с короткой руко€ткой были найдены в IX-XI веках. ƒревнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. ѕила в деревенском зодчестве не употребл€лась. ƒл€ плотничных работ широко примен€лись железные гвозди. »х почти всегда наход€т в каждом погребении с гробом. √возди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом.   IX-X веков в  иевской –уси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. ¬ XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. ƒеревн€ и город были до того времени еще совершенно разобщены. ќбслуживаема€ ремесленниками деревн€ жила небольшим замкнутым мирком. –айон сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе.

 

√ородские кузнецы были более искусными мастерами, чем деревенские. ѕри раскопках древнерусских городов оказалось, что почти каждый городской дом был жилищем ремесленника. — начала существовани€  иевского государства они про€вл€ли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов – от т€желого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружие и бытовой инвентарь из курганов IX-X вв. ѕомимо кузнечного ремесла они владели слесарным и оружейным делом. ¬се эти ремесла имеют некоторое сходство в способах обработки железа и стали. ѕоэтому достаточно часто ремесленники, занимавшиес€ одним из этих ремесел, сочетали его с другими. ¬ городах техника варки железа была более совершенна, чем в деревне. √ородские кузницы, так же как и домницы, обычно располагались на окраине города. ќборудование городских кузниц отличалось от деревенских - большей сложностью.

 

√ородска€ наковальн€ позвол€ла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, плем€, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок дл€ поковок сложного профил€. “акие подкладки широко примен€ютс€ в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Ќекоторые кованые издели€, начина€ с IX-X вв., нос€т следы обработки при помощи таких подкладок. ¬ тех случа€х, когда требовалась двусторонн€€ обработка, очевидно, примен€лись и подкладка и зубило-штамп одинакового профил€, чтобы поковка получалась симметричной. ѕодкладки и штампы примен€лись и при изготовлении боевых топоров.

 

јссортимент молотков, кузнечных клещей и зубил у городских кузнецов был разнообразнее, чем у их деревенских собратьев: от небольших - до огромных. Ќачина€ с IX-X вв. русские мастера дл€ обработки железа примен€ли напильники. ƒревнерусские городские кузницы, слесарные и оружейные мастерские в X-XIII вв. имели: горны, меха, простые наковальни, наковальни с отрогом и вырезом, вставки в наковальню (различного профил€), молотки-кувалды, молотки ручники, молоты-секачи (дл€ перерубани€) или зубила, молоты-пробойники (бородки), ручные зубила, ручные пуансоны, клещи простые, клещи с крючь€ми, клещи малые, тиски (примитивного типа), напильники, точила циркульные. ѕри помощи этого разнообразного инструмента, не отличающегос€ от оборудовани€ современных кузниц, русские мастера готовили множество различных вещей.

 

¬ их числе сельскохоз€йственные оруди€ (массивные плужные лемехи и сошники, плужные ножи, косы, серпы, топоры, медорезки); инструменты дл€ ремесленников (ножи, тесла, долота, пила, скобели, ложкари, пуансоны и фигурные молоточки чеканщиков, ножи к рубанкам, кронциркули дл€ орнаментации кости, ножницы и др.); бытовые предметы (гвозди, ножи, окованные ковчежцы, дверные пробои, скобы, кольца, пр€жки, иглы, безмены, гирьки, котлы, очажные цепи, замки и ключи, корабельные заклепки, кресала, дужки и обручи ведер и др.); оружие, доспехи и сбру€ (мечи, щиты, стрелы, сабли, копь€, боевые топоры, шлемы, кольчуги, удила, шпоры, стремена, плети, подковы, арбалеты). ѕервоначальна€ полна€ замкнутость ремесленников начинает нарушатьс€.

 

ќсобое развитие получило производство оружи€ и военных доспехов. ћечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. »зготовление оружи€ и доспехов было сопр€жено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. ’от€ и бытовавшие на –уси в IX-X веках мечи – в основном франкские клинки, археологи, тем не менее, в своих раскопках обнаруживают наличие ремесленников-оружейников в составе русских горожан IX-X веков. ¬ р€де погребений были обнаружены св€зки кованых колец дл€ железных кольчуг, часто встречающихс€ в русских дружинных курганах с IX века. ƒревнее название кольчуги – брон€ – часто встречаетс€ на страницах летописи. »зготовление кольчуг было трудоемким делом.

 

“ехнологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. јрхеологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. ¬ IX-X веках кольчуга становитс€ об€зательной принадлежностью русского доспеха. ƒревнее название кольчуги – брон€ – часто встречаетс€ на страницах летописи. ѕравда, о происхождении русских кольчуг высказываютс€ мнени€ о получении их или от кочевников или из стран ¬остока. “е не менее, арабы, отмеча€ наличие кольчуг у слав€н, не упоминают о ввозе их извне. ј обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. “оже относитс€ к шлемам. –усские историки считают, что вар€жские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. –усские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос.

 

–емЄсла в древней –уси  такому виду шлемов принадлежит известный шлем ярослава ¬севолодовича, брошенный им на поле Ћипецкой битвы 1216 г. ќн €вл€етс€ прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. “радици€ сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличаетс€ от шлемов IX-X веков. ¬есь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Ёто сделало шлем значительно более легким и прочным. ќт мастера-оружейника требовалось еще больше умени€. ќбразцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков €вл€етс€, как полагают, легкий стальной топорик кн€з€ јндре€ Ѕоголюбского. ѕоверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в гор€чем состо€нии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. ќвальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками.

 

ќсобое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. ƒаже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречаетс€ наваренное стальное лезвие. “вердость стали, гибкость, легка€ свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римл€нам. Ќо наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. «акалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам –уси. √ородское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудовани€ и множеством специальностей, св€занных с этим производством. ¬ XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становитс€ массовым.

 

—писок городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. ¬ XII веке развитие ремесла продолжаетс€. ¬ металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных €зыческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами. ¬ технике ремесла продолжаютс€ усовершенствовани€, направленные на увеличение массовости продукции. ѕосадские мастера подражают издели€м придворных мастеров. ¬ XIII веке создаетс€ р€д новых ремесленных центров со своими особенност€ми в технике и стиле.

 

Ќо никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждаетс€, мы не наблюдаем ни в  иеве, ни в других местах. Ќаоборот, культура растет, охватыва€ новые области и изобрета€ новые технические приемы. ¬о второй половине XII века и в XIII веке, несмотр€ на неблагопри€тные услови€ феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. –азвитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самосто€тельных государств-кн€жеств. ¬ этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиватьс€ во всех кн€жествах. ¬ богатых хоз€йствах все больше стало по€вл€тьс€ плугов с железными лемехами. ћастера ищут новые приемы работы. Ќовгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовл€ть клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.


»сточник

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку