-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30630
 омментариев: 20048
Ќаписано: 66747

–усска€ каша

ѕ€тница, 24 ћа€ 2013 г. 01:02 + в цитатник

–”—— јя  јЎј
 аша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. ¬ русских письменных пам€тниках это слово встречаетс€ в документах конца ’II в., однако археологических раскопках наход€т горшки с остатками каш в сло€х I’ - ’ вв. —лово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».

ѕочему же на –уси всегда с таким почтением относились к каше?  орни обр€дового отношени€ к столь, казалось бы, простой пище кроетс€ в нашем €зыческом начале. »звестно из рукописей, что каша преподносилась ћатери «емле, —в€тым угодникам в надежде на благополучие, Ѕогам земледели€ и плодороди€, чтобы попросить хорошего урожа€ на следующий год. Ѕогам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. ј иметь возможность есть ежедневно то, что Ѕоги могут позволить себе раз в год, согласитесь, при€тно.

 аша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Ѕез традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. ѕричем к разным значимым событи€м об€зательно готовилась определенна€ обр€дова€ каша. Ёто отражаетс€ в пословицах:

 

" аша - кормилица наша"

"–усского мужика без каши не накормишь"
"Ѕез каши обед не в обед"
"ўи да каша - пища наша"
"Ѕорщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "

–”—— јя  јЎј

” некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. Ќа свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было об€зательной частью свадебного церемониала - "’оз€йка красна – и каша вкусна ".  ашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожа€ его в последний путь на похороны или поминки.

Ѕез каши собственного оригинального приготовлени€ нельз€ было прин€ть гостей. ѕричем кажда€ хоз€йка имела свой собственный рецепт, который хранилс€ в тайне.

√отовилась каша об€зательно перед большими сражени€ми, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось.  аша служила символом перемири€: дл€ заключени€ мира об€зательно нужно было готовить "мирную" кашу.

¬ древних русских летопис€х сами застоль€ часто именовали "кашей": например, на свадьбе јлександра Ќевского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в “роице, другую во врем€ всенародного гул€ни€ в Ќовгороде.

 ашу об€зательно готовили по случаю начала большого дела. ќтсюда пошло выражение "заварить кашу".

 аша на –уси "определ€ла" даже отношени€ между людьми. ќ человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".  огда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое врем€ слово "каша" было синонимом слова "артель". √оворили: "ћы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. Ќа ƒону еще сегодн€ можно услышать слово "каша" в этом значении.

 аждый праздник об€зательно отмечалс€ своей кашей.  аша рождественска€ не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожа€; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день јграфены  упальницы (23 июн€). –итуальную кашу варили в наиболее важные дл€ людей дни: накануне ¬асильева дн€ (см. ¬асильев вечер), в канун вербного воскресень€, в ƒухов день, когда справл€лись именины «емли, в купальскую ночь, во врем€ дожинок, в первый день молотьбы нового урожа€, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

ƒень св. јкулины-гречишницы считалс€ даже днем каш.

 

–”—— јя  јЎј

***

Ќа –уси была попул€рна полбенна€ каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. ѕолба - это полудикий сорт пшеницы, котора€ еще в ’VIII веке выращивалась на –уси в большом количестве. ¬ернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. ≈й не страшны были ни вредители, ни сорн€ки. ѕолба сама уничтожала любой сорн€к. ѕолбенна€ каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. ѕостепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. «ерно полбы срастаетс€ с цветочной оболочкой, создава€ с ней практически единое целое.   тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

ѕолба, или двузерн€нка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). —ейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта м€гкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдаетс€ возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. ¬ полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. ѕолба богаче железом и витаминами группы ¬, чем обычна€ пшеница, и имеет при€тный ореховый привкус. ѕолба выращиваетс€ на  авказе: возобновлены ее посевы в ƒагестане и  арачаево-„еркесской республике. «десь она называетс€ "зандури". ѕродаетс€ сегодн€ в –оссии и американска€ полба. Ќазываетс€ она "спельта". »ногда можно встретить полбу, выращенную в ≈вропе. ¬се это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названи€ одного и того же растени€, старорусской полбы. ѕричем и в јмерику, и в ≈вропу она попала из –оссии.

¬ давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). ќгромное разнообразие русских каш определ€лось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в –оссии. »з каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.

 

–”—— јя  јЎј


—амой любимой и попул€рной кашей у русских была гречнева€ (грешнова€, гречишна€, гречнЄва€, грешна) и уже в ’VII в. считалась национальным русским кушаньем, хот€ и по€вилась довольно поздно - в ’V в. ќ ней же и пословица: "√оре наше – гречнева€ каша: поел бы такой, да нет ни какой ". ѕомимо цельного зерна - €дрицы, идущей дл€ крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу – «велигорку» и совсем мелкую – «смоленскую».

 аша, приготовленна€ из целых или раздробленных зерен €чмен€, называлась: €чна€, €чнева€, житна€, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. ∆итной эта каша называлась в северных и среднерусских губерни€х, где, словом жито обозначалс€ €чмень. ∆ито толченое, €чнева€ - каша, приготовленна€ из мелкодробленого зерна. —ловом гуща в Ќовгородской, ѕсковской, “верской губерни€х называлась крута€ €чменна€ каша из цельных зерен. ќна была там столь попул€рна, что новгородцев на –уси даже называли "гущеедами". “ермин "глазуха" употребл€лс€ дл€ обозначени€ каши, сваренной из €чмен€ с горохом. √орох в каше полностью не разваривалс€, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. ѕерловка - это каша, сваренна€ из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговата€ форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. »з €чмен€ делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и €чневую - совсем мелка€ крупа из нешлифованного (цельного) зерна. ячневые каши были любимым кушаньем ѕетра ѕервого. ќн признавал "€чную кашу самою спорою и вкусною".

 

–”—— јя  јЎј


 аша из овса (овс€на€ каша, овс€нка) могла варитьс€ как из цельных, так и раздробленных зерен. ќна нравилась своей питательностью и быстротой приготовлени€. ≈е можно было сварить на легком таганке, не растаплива€ русскую печь или плиту.

ячменна€ и овс€на€ каши варились с глубокой древности по всей –оссии, как в деревн€х, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

ѕшенна€ каша (просова€, бела€ - приготовленна€ из проса), была известна русским также давно, как овс€на€ и €чменна€. —лово пшено впервые упоминаетс€ в письменных документах ’I в. ѕшенна€ каша употребл€лась как в будни, так и во врем€ праздничного застоль€.

ѕшеница, превращенна€ в очень мелкую крупу, использовалась дл€ изготовлени€ манной каши. —лово "манна " - старослав€нское и восходит к греческому слову "manna " - пища. ќна подавалась только дет€м и готовилась обычно на молоке.

–исова€ каша по€вилась в ’VIII в, когда в –оссию был привезен рис, употребл€лась в основном в городах. ¬ рацион питани€ кресть€н она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. ¬ богатых домах ее использовали в качестве начинки дл€ пирогов.  роме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

 

–”—— јя  јЎј



Ќар€ду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными дл€ русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. ќни назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Ќекоторые из этих каш имели и специальные названи€, в которых нашли свое отражение способы изготовлени€ каши, ее консистенци€, вид муки, использованный дл€ изготовлени€: толокн€ха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густ€ха, густушка) и т.п.

“олокн€ха приготавливалась из толокна, представл€вшего собой ароматную, пушистую муку из овса. “олокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускалс€ на сутки в речку, затем томилс€ в печке, сушилс€, толокс€ в ступах и просеивалс€ через сито. ѕри изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. “олокн€ха была с ’V в. одним из самых употребительных народных кушаний.

—оломат - жидка€ каша из ржаной, €чменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кип€тком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. —оломат - пища дл€ русских давн€€. ќна упоминаетс€ уже в письменных источниках ’V в. —лово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских €зыков. √ороховка - каша из гороховой муки.  улага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. ѕосле варки в печи получалась сладковата€ каша. «авариха - каша из любой муки, всыпаема€ при варке в кип€щую воду при непрерывном помешивании. √устиха - густа€ каша из ржаной муки.

 аши приготавливались в каждом доме, как дл€ будничной, так и дл€ праздничной трапезы. ќни могли употребл€тьс€ с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, €годами, жареным луком и т.д. Ќа праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и €чменную.

–астени€м дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. “олько растени€ обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). »менно поэтому, человек с незапам€тных времен занимаетс€ выращиванием растений дл€ пропитани€. —амыми ценными и биологически важными из них €вл€ютс€ злаки. Ѕез них наше существование немыслимо. «лаки – это спрессованный свет —олнца.  ушайте кашу и будьте здоровы!

zzz74.ru

 улага.  улажка - не бражка

–”—— јя  јЎј

 улага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на –уси. ¬прочем, в Ѕелоруссии и на ѕсковщине оно и поныне готовитс€, но несколько в ином варианте. ¬ замечательной книге филолога ».—.Ћутовиновой "—лово о пище русской" привод€тс€ рассказ псковской старушки: —аладуха называлась кулага, сраст€т ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становитс€ и €гат кладут. ѕринисЄш €гат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

 ”Ћј√ј, рецепт: —вежую чернику перебрать, промыть и отварить. ƒобавить просе€нную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешива€. „ернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земл€никой, голубикой и др. ќтдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Ќо это - всЄ-таки - именно псковско-белорусска€ кулага. »сконно русска€ кулага готовилась только с калиной!

” ƒал€:

 ”Ћј√ј ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кип€тке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и став€т на холод; это лакомое постное блюдо.  улажка не бражка, не пь€на, ешь вволю.

—амое точное сравнение той и другой кулаги - у ѕохлебкина, здесь-то не убавишь и не прибавишь:

 ”Ћј√ј. –усское национальное сладкое блюдо. —уществует в двух вариантах: насто€ща€ кулага с калиной и кулага €годна€ по-белорусски.

Ќасто€ща€ кулага приготавливаетс€ из ржаного солода, ржаной муки и калины, без вс€ких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. —олод развод€т кип€тком, дают насто€тьс€ 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °—), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисани€ теста став€т в протопленную печь (русскую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). ѕри этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом дл€ полной герметизации.  улага создаетс€ в процессе сдержанного брожени€ без доступа воздуха со слабым негреванием. ¬ результате образуютс€ особые ферменты, богатые витаминами группы ¬г, ¬в, ¬12 и Bi5f которые и создают в сумме с токоферлами, возникающими в процессе дрожжевого брожени€, и с активными витаминами калины (— и –) поразительный эффект «вселечащего» продукта. Ќедаром кулага примен€лась дл€ пользовани€ от любых болезней — простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печеночных, неизменно дава€ отличный эффект. ќдновременно кулага обладала исключительным, сдержанно сладковато-кисловатым при€тным вкусом. Ќо и вкус, и лечащий эффект были результатом совершенно особых условий приготовлени€, а не состава сырь€.

 

–”—— јя  јЎј



 улага белорусска€ приготавливаетс€ намного быстрее и проще, без солода, в результате смешани€ 100 г ржаной муки с лесными €годами (любыми, причем в смеси — земл€ника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). «атем смесь выдерживаетс€ в печи или просто нагреваетс€, после чего остужаетс€.  улага белорусска€ очень вкусна из-за своего €годного состава, но не обладает действием насто€щей кулаги и далека от ее вкуса.

я приготовил оба вида кулаги. ¬ ход пошли замороженные летом и осенью €годы лесной малины и калины. ƒл€ белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипени€, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на вод€ной бане. ј русскую заквасил ржаным хлебом, вз€в дл€ неЄ ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. » держал всю ночь под тест€ной крышкой при “~ 35 —. ¬ весенний авитаминоз така€ кулага и в самом деле очень полезна.

ј вот это - белорусска€, из малины, очень ароматна€ и вкусна€:

 

–”—— јя  јЎј


ћаксим —ырников

»сточники
kare-l.livejournal.com

perunica.ru
 

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
 расота и «доровье/ѕитание /  улинарна€ ¬селенна€
ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Ћина_из_»зраил€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 ћа€ 2013 г. 08:50 (ссылка)
dfc8029542 (429x110, 77Kb)
ѕозволь теб€ поздравлю с ƒнем рождень€
ќгромной радости желаю, вдохновень€,
«абудутс€ пусть все обиды и ненасть€,
ƒостатка желаю, огромного счасть€.
–адость и веселье чаще в дом стучали,
ј в сердце, чтобы не было печали.
¬стреч неожиданных и самых €рких,
ќт близких чаще получать подарки,
 реативных планов, блест€щих идей,
–адужных, незабываемых дней,
”спехов в жизни, преданных друзей.
100438037_PozdravlyayusDR (600x441, 155Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 24 ћа€ 2013 г. 09:55ссылка
Ѕлагодарю! ћне очень при€тно!:mms_stesn
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку