-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30642
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66761


ƒ≈Ќ№ ћј“≈–» —џ–ќ… «≈ћЋ»

¬торник, 21 ћа€ 2013 г. 13:13 + в цитатник

ƒ≈Ќ№ ћј“≈–» —џ–ќ… «≈ћЋ»

20.05. 2013 года слав€не празднуют ƒень матери сырой земли.

Ѕогин€ - ѕокровительница ћидгард-«емли,
так в древности наши пращуры именовали нашу зелЄно-голубую планету, материнскую колыбель всего человечества. ќни неустанно благодарили ≈Є за щедрые дары, слагали и пели в честь ЌеЄ песни, и ќна платила за любовное отношение к Ќей людей —воей ћатеринской заботой. Ћеса дарили €годы, орехи, фрукты. Ѕогат и разнообразен был животный мир, реки и мор€ полны рыбой. —овременный человек относитс€ к дарам природы чисто потребительски, счита€, что "хоз€ину" «емли всЄ дозволено. ѕоэтому-то скудеет и скудеет, казалось бы, неисчерпаемое изобилие, иссыхает любовь нашей ћатери к своим дет€м. ƒаже на картине видно, с каким укором смотрит ќна на живущих в ћире яви людей.



ѕриродные слав€нские обычаи, праздники и обр€ды олицетвор€ют ценности слав€нской духовности сложившиес€ тыс€челети€ми.

Ќет ничего дл€ человека в жизни св€тее материнского чувства. —ын родной земли, живущий-корм€щийс€ еЄ щедротами, –усский народ, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к ћатери-—ырой-«емле истинно сыновней любви и почтительности.  ак пережившие не один, а два века сказани€, так и чуть ли не вчера молвившиес€-сказавшиес€ красные слова, облетающие из конца в конец неогл€дный простор народной –уси, в один голос подтверждают это, ни на п€дь не расход€сь с бытом-укладом поздних потомков могучего богатыр€ «емли –усской ћикулы-свет-—ел€ниновича, живущего на —в€той –уси в старь стародавнюю.

¬ стихийной народной душе ещЄ и до наших дней не умирает живущие сознание вековой св€зи с обожествл€ющийс€ супругой прабога —варога, праматерью человечества, за которую слыла обнимаема€ небом земл€, сливающа€с€ с ним в едином плодотвор€щем таинстве.
«ќт земли вз€т, землЄй кормлюсь, в землю пойду!» - говорил хлебороб деревень –усских.  ормилицей зовЄт он землю, сторицей возвращающую ему засе€нное в добрый час зерно, матушкой родимою величает. ј это - слово великое. «ƒобра мать до своих детей, а земл€ - до всех людей!», «ћать-—ыра-«емл€ всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «ѕоклонись матушке-землице, наградит теб€ сторицей!», « ак не добЄр кто, а все не добрей ћатери-—ырой-«емли: вс€к приючает землю до гробовой доски, а земл€ приютит и мЄртвого!» - приговаривает народна€ молва, подслушанна€ своими пытливыми калитами-собирател€ми. «¬с€кому человеку - и доброму, и худому - земл€ даст приют!», «”мру - похорон€т, поверх земли не положат!», «¬ек живЄшь маешьс€, бездомником скитаешьс€, умрЄшь - свой дом в сырой земле найдЄшь!» - добавл€ет к этой молве свои подсказанные горемычной жизнью поговорки беднота-голь, живуща€ (по еЄ смешливому прибаутку) «против неба, на земле, в непокрытой улице». Ќедаром выплывают из глубины мор€ народного и такие слова, как: «Ќужна рыбе вода, а птице вольна€ ширь поднебесна€, а человеку - нет ничего нужнее, как ћать-—ыра-«емл€, - умрЄт, и то в неЄ уйдЄт!», « ому земл€ - мать родна€, кому - родима€ матушка, а кому и мачеха; да всЄ, как врем€ придЄт, и пасынка к сырой груди прижмЄт, не оттолкнЄт, не погубит - к себе возьмЄт, на вечные веки приголубит!», « орми - как земл€ кормит; учи - как земл€ учит; люби - как земл€ любит!».

Ќемало ходит по люд€м в деревенской-посельской –уси вс€ких пословиц, поговорок, присловий и прибауток о том, как и чем питает своего пахар€ земл€-кормилица. ¬сЄ это красное богатство слова сводитс€ к действительной вере в сердце народного, в которой отразилась простодушна€ мудрость многовекового опыта трудовой жизни под властью земли.

ћать-—ыра «емл€ представл€етс€ обожествл€ющим природу —лав€нам живим человекоподобным существом. “равы, цветы, кустарники и деревь€, поднимающиес€ на еЄ могучем теле, кажутс€ пышными волосами… ««емл€ сотворена, €ко человек», - повтор€етс€ об этом, в несколько изменЄнном виде, в одном из позднейших летописных пам€тников: « амение €ко тело имать, вместо костей корение имать, вместо жил древеса и травы, вместо власов былие, вместо крови - воды»… –ождавша€ все плоды земные, богин€ плодороди€ испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства. ћучима€ жаждой, она пила струившуюс€ с разверзавихс€ над еЄ лоном небес дождевую воду, содрогалась от испуга при землетр€сени€х, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи, прикрывалась от еЄ леб€жьим покровом снегов; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачу€вшего весну солнышка, пробуждалась она - могуча€, воскресающему от своих зимних страхов при первом весеннем вздохе земли. ’одит сЄлам-деревн€ми и в наши дни цветиста€ красна€ молва о том, что и теперь есть чуткие к вещим голосам природы, достойные еЄ откровений люди, слышащие эти чудодейные вздохи, каждым из которых вливаетс€ в жаждущую тепла и света жизнь вселенной могуча€ волна творчества.

ѕротив благоговейного почитани€ ћатери-—ырой-«емли, сохранившегос€ и до наших дней, восстали ещЄ в 15-16 столети€х строгие поборники буквы заветов ѕравослави€, гром€ в церковных стенах народное суеверие. Ќо ни на грозные обличени€, ни врем€ со всей его беспощадностью не искоренили этого предани€ далЄких дней, затонувших во мраке веков, отошедших в бездонные глубины прошлого-стародавнего.  то не почитает земли-кормилици, тому по словам народа-пахар€, не даст хлеба - ну то что досыта, а и в проголодь.  то сыновним поклоном очестливым не поклонитс€ ћатери-—ырой-«емле, выход€ впервые по весне в зачерневшеес€ проталинами пол€, - на гроб того она нал€жет не пухом лЄгким, а т€желим камнем.  то не захватит с собою в чужедальний путь горсть родной земли, тому никогда больше не увидеть родины. Ѕольные, мучимые «лихоманками» - лихими сЄстрами. выходит в поле чистое, бьют поклоны на все четыре стороны света белого, причитаючи: «ѕрости, сторона, ћать-—ыра-«емл€!» Ѕол€щие «порчею» падают наземь на перекрЄстках дорог, прос€ ћать-—ыру-«емлю сн€ть напущенную лихим человеком болезнь. «„ем ушибс€, тем и лечись!» - говорит народна€ –усь. » вот - советуют знающие люди старые выносить тех, кто ушибс€-разбилс€, на то самое место, где приключилась така€ беда, и молить землю о прощении. «Ќивка, нивка! ќтдай мою силку! я теб€ ждала, силу наземь рон€ла!» - выкликивают во многих местах поволжской –уси жници, ката€сь по земле, вполне уверенные, что, припав к ней, вернут всЄ политое трудовым потом засилье. «емл€ и сама по себе почитаетс€ в народе целительным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживл€ют раны, останавливают кровь, а также прикладывают еЄ к больной голове. « ак здорова земл€, - говоритс€ при это, - так бы и мо€ голова была здорова!» и так далее. «ћать-—ыра-«емл€! ”йми ты вс€ку гадину нечистую от приворота и лихого дела!» - произноситс€ кое-где ещЄ и теперь при первом выгоне скота на весенний подножный корм. ¬ старину при этом выливалась на землю кубышка масла - как бы дл€ умилостивлени€ земли этой жертвой. «ћать-—ыра-«емл€! ”толи ты все ветры полуденные со напастью, уйми пески сыпучие со метелью!» - продолжалс€ после этого пам€туемый местами и теперь благоговейный причЄт-заговор.

Ѕыло врем€ на –уси, когда при т€жбах о чересполосных владени€х вместо нынешней прис€ги в обычае было ходить по меже с куском вырезанного на спорном поле дЄрна на голове. Ёто было равносильно лучшему доказательству законных прав т€жущегос€. ≈щЄ в древнеслав€нском переводе «—лова √ригори€ Ѕогослова» - переводе, сделанном в 11 столетии, - встречаетс€ така€ самовольна€ вставка переводчика: «ќв же дърън въскроущь на главе поклада€ прис€гу творить…» ¬ писцовых книгах —ольвычегородского монастыр€ значитс€: «» в том и дан суд, и с суда учинена вера, и ответчик себе на голову, отвЄл той пожне межу…» ћного можно было бы найти подобных свидетельств о земл€ной прис€ге и в других источниках пам€тниках ƒревней –уси. “олько в 16 веке эта прис€га была заменена хождением по спорной меже с иконою Ѕогоматери на голове.

 л€тва над землЄю сохранилась в народе и до сих пор. «ѕусть прикроет мен€ ћать-—ыра-«емл€ навеки!» - произносит кл€нущийс€, держа в руке ком земли. Ѕратающиес€ на жизнь и на смерть, дава€ обоюдные кл€твы в неразрывной дружбе, мен€ютс€ и вручают друг другу горсть земли. Ёта земл€ хранитс€ ими потом зашитою в ладанку и носили на шее - чему придаЄтс€ особое таинственное значение. —тарые, истово придерживающиес€ дедовских заветов люди увер€ют, что, если собирать на семи утренних зорьках по горсти земли с семи могил заведомо добрых покойников, то эта земл€ будет спасать собравшего еЄ от вс€ких бед напастей. ƒругие, знающие всю подноготную, старики, дают совет беречь с этой целью на божнице, щепоть земли, вз€тую из-под сохи на первой весенней борозде. ¬ стародавние годы находились и такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, вз€той из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «¬ынуть след» у человека считаетс€ повсеместно ещЄ и теперь самым недобрым умыслом. ќт такой напасти заговор «ћатушка-кормилица, сыра-земл€ родима€! ”крой мен€, (им€рек), от призора лютого, от вс€кого лиха неча€нного. «ащити мен€ от глаза недоброго, от €зыка злобного, от навета бесовского. —лово моЄ крепко как железо. —емью печат€ми оно к тебе, кормилица ћать-—ыра-«емл€, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю ли на жизнь вековечную!..»
 ак и в седые, затер€вшиес€ в позабытом былом времена, готова припасть к могучей земле грудь народна€ –усь с голосистым причЄтом древнего:
√ой, земл€ еси сыра€,
«емл€ матера€,
ћатери нам еси –одна€!
¬сех еси нас породила,
¬оспоила, воскормила
» угодьем наделила;
–ади нас, своих детей,
«елий еси народила
» злак вс€кой напоила…

ћать-—ыра-«емл€ растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает она «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метел€ми», «поглощает нечистые силы в бездны кипучие». ƒо скончани€ веков остаЄтс€ она всЄ той же матерью дл€ живущего одну великую нерушимою заповедь: о неизменном и неуклонном почитании еЄ.
» крепко держитс€ –усь этой св€щенной дл€ неЄ заповеди, глубоко запавшей в еЄ стихийное сердце, открытое всему доброму и светлому.

„ем ближе к земле-кормилице, чем теснее жмЄтс€ к еЄ груди сын, тем €рче расцветают в его жизни эти неоценимые цвета сердца. Ѕлагословение Ѕожие осен€ет незримыми крылами трудовой подвиг земледельца - по преданию, идущему из далЄкой дали веков к рубежу наших дней. » не отходит это благословение от верных заветам праведного труда ни на шаг во всей из жизни.

ќ каком бы сказании ни вспомнитс€, какое бы слово крылатое о кормилице народа-пахар€ ни услышать, на какой бы св€занный с ћатерью-—ырой-«емлЄй обычай седой старины ни натолкнутьс€ - все они могут служить подтверждением выраженного народом-сказателем в €рких своей образностью словах старинного стиха духовного:
„еловек на земли живЄт -
 ак трава растЄт.
ƒа и ум человечь -
јки цвет цветЄт…
 ак траве-мураве не вырасти без горсти земли, как не красоватьс€ цветку на камне - так и –усскому народу не жить на белом свете без родимой «емли- ормилици.  ак без пахар€-хоз€ина и добра€ земл€ - горька€ сирота, так и он без земли - что без живой души в своЄм богатырском теле.

Ѕольные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитыва€: «ѕрости, сторона, ћать —ыра «емл€!» 3 «„ем заболел, тем и лечись!» - говорит народна€ –усь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибс€-разбилс€, на то самое место и молить землю о прощении. «емл€ и сама по себе почитаетс€ в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживл€ют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. « ак здорова земл€, - говоритс€ при этом, - так же и мо€ голова была бы здорова!»

«ћать —ыра «емл€! ”йми ты вс€кую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» - произноситс€ кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм. «ѕусть прикроет мен€ ћать —ыра «емл€ навеки, если € вру!» - говорит человек, дава€ кл€тву, и така€ кл€тва св€щенна и нерушима. “е, кто братаетс€ не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно!

ј в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, вз€той из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «¬ынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Ќашептать умеючи над этим вынутым следом - значит, по старинному поверью, св€зать волю того, чей след, по рукам и ногам. —уеверные люди бо€тс€ этого как огн€! «ћатушка-кормилица, сыра земл€ родима€, - отчитываютс€ от такой напасти, - укрой мен€ от призора лютого, от вс€кого лиха неча€нного. «ащити мен€ от глаза недоброго, от €зыка злобного, от навета бесовского. —лово мое крепко, как железо. —емью печат€ми оно к тебе, кормилица ћать —ыра «емл€, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»
ƒревнеслав€нский праздник ћать-—ыра-«емл€-»менинница.

«¬сю жизнь вековечную» ћать —ыра «емл€ растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метел€ми», поглощает силу нечистую. ¬сегда она остаетс€ все той же матерью дл€ живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал любовь и почтение к земле родимой.  ак траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы.  ак без пахар€-хоз€ина и добра€ земл€ - горька€ сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!

ѕлодотворна€ сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согрета€ и увлажненна€, растит травы, цветы, деревь€ и дает пищу человеку и животным. Ёто естественное и дл€ всех нагл€дное €вление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Ќеба и «емли, причем Ќебу придана воздействующа€, мужска€ роль, а «емле - воспринимающа€, женска€. Ћетнее Ќебо обнимает «емлю в своих гор€чих объ€ти€х, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и «емл€ становитс€ чреватою и несет плод: не согрета€ весенним теплом, не напоенна€ дожд€ми, она не в силах ничего произвести. ¬ зимнюю пору она каменеет от стужи и делаетс€ неплодною; с приходом же весны «емл€, по народному выражению, «принимаетс€ за свой род».

«Ќе «емл€ родит, а Ќебо», - выражаетс€ пахарь пословицею, обознача€ тем, что без вли€ни€ благопри€тных условий, посылаемых небом, земл€ бессильна дать урожай...

ѕо воззрению южных слав€н, земл€ плоска€ и кругла€. Ќа краю света купол неба соедин€етс€ с землею. «емлю держит на роге вол или буйвол; врем€ от времени он устает, перебрасывает ношу на другой рог - отсюда и землетр€сени€. ¬ подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растени€, птицы, животные. ѕри сотворении мира вс€-вс€ земл€ была ровна€, как луг, но когда √осподь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.

” некоторых западнослав€нских племен «емле покровительствовала ƒевица-«емина. ¬ ее честь варили пиво и пекли хлеб. ѕреподносили этот дар богине и говорили: ««емина, разнос€ща€ цветы, зацвети житом, пшеницей, €чменем и вс€ким злаком».

ƒревнеримский историк “ацит писал о слав€нах, живших на острове –уен (–юген): «ќни воздают общее поклонение богине земли и вер€т, что она вмешиваетс€ в человеческие дела, посещает народы. —тоит на острове океана нетронутый лес, и в нем хранитс€ св€щенна€ колесница, покрыта€ завесой: прикасатьс€ к ней дозволено одному лишь жрецу. ќн узнаЄт, что богин€ присутствует в св€тилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением». ћужским воплощением «емины был бог «еменник, или ѕотримп. ѕиры в его честь устраивали осенью, когда собран весь урожай. Ёто был бог плодороди€ с веселым лицом, он увенчан зеленым венком. ¬ его св€тилище сто€л горшок, доверху полный хлебными зернами. ¬ другом горшке спала св€щенна€ зме€ бога, которую поили молоком.

ѕутешественники древних времен так описывали празднества в его честь: « огда зерно убрано с полей, люди сход€тс€ в некое место, предназначенное дл€ бесед и сборищ, - мужчины с женами и детьми, со слугами и всеми • своими родичами, объединенные между собой повиновением. —толы, лавки и иные места, на которых они свои беседы отправл€ют, посыпают травой, поверх которой кладут хлеб, по кра€м хлеба с двух сторон став€т по две корчаги пива. «атем принос€т тел€т, порос€т, домашнюю птицу, каждой твари по паре, потом в жертву богу забивают. » приговаривают: «Ёто тебе, о «емен-ник-бог, жертвуем и благодарение производим, ибо нас в этот год в здравии и достатке хранил. “еперь же теб€ просим, чтобы нас от огн€, от войны, от морового поветри€ и от всех врагов наших охранил».

ѕотом, эти жертвы сварив, празднуют, но прежде чем начнут есть, от каждого блюда отреза€, под стол, под лавки, за печь и во все углы в избе и в сени бросают, говор€: «Ёто тебе, наш «еменник, жертвуем, бери и ешь, сердечно просим!»

ƒревнеслав€нский праздник ћать-—ыра-«емл€-»менинница

¬ этот день, дес€того травн€, —лав€не празднуют именины «емли.

Ќельз€ производить никаких земл€ных работ, нельз€ пахать, боронить и втыкать в землю коль€, ибо «емл€ отдыхает.

Ќа зачине, во вспаханную загод€ борозду кладут зерно и льют пиво, приговарива€, став лицом на восток:

«ћать-—ыра-«емл€!
”йми ты вс€кую гадину нечистую от приворота,
ќборота и лихого дела».

ћать-—ыра-«емл€

«агадки вышитых орнаментов XVIII-XIX веков

Ѕлагодар€ хранител€м предметов старины до нашего времени дошли вышитые орнаменты ’VIII-XIX вв.   сожалению, их смысловое значение было утер€но более столети€ назад. ѕон€ть первоначальное значение этих знаков, сюжетов можно, лишь привлека€ данные о веровани€х, обр€дах, фольклоре русской деревни.

¬ вышивке орнаментированные мотивы подраздел€ютс€ на геометрические, зооморфные, включающие орнитоморфные (изображение птиц), растительные и антропоморфные (изображающие людей). —амым древним считаетс€ геометрический орнамент.

√еометрические знаки — символы плодороди€. Ќаиболее распространенна€ фигура — ромб. –омбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками» (пр€мыми отростками), назывались репь€ми. Ќар€ду с «гребенчатым» в орнаменте часто использовались ромбы с «крючь€ми», между которыми помещались маленькие ромбики. –омб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно.

»сследователи вид€т в сюжетах архаической вышивки отражение древнего земледельческого культа слав€н. ќтсюда графическое изображение €влений, св€занных с земледелием. «убчата€ или более плавна€ волниста€ лини€ в вышивках нередко €вл€лась графическим символом воды. ѕо ней плывут ладьи, птицы. »ногда эта лини€ проходит под чертой, символизирующей почву, на которой растут кусты, трава, располагаютс€ птицы и животные. ¬ертикальна€ волниста€ лини€ — это дождь.

¬стречаютс€ в вышивке и крестообразные фигуры.  руг, крест, розетки — символ огн€, солнечного божества, мужского начала. Ёто €зыческие охранительные знаки.  руг мог превращатьс€ в многогранник, ромб, квадрат.

Ќе случайно сочетание в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки — это символическое соединение женского и мужского начала.

¬ северных сложных трехчастных композици€х можно увидеть антропоморфную фигуру в центре с животными, птицами, всадниками по бокам. Ёто ћать-—ыра-«емл€, ¬елика€ ћать ѕрироды, берегин€, рожаница ћакошь (существуют разные названи€) — божество, в котором воплотилось предание о земле рождающей и о женщине, продолжающей род. ѕозднее произошла замена женской фигуры ƒеревом жизни.

–астительный орнамент (деревь€, кусты, плоды, цветы и т.п.) в разных техниках вышивки выгл€дит по-разному. ќсобое внимание заслуживает мотив ћирового ƒрева (или ƒрева ∆изни). ƒерево составл€ет центр композиции, к которому обращены животные, птицы, оно объект поклонени€ всадников и всадниц. «ооморфные мотивы (кони, всадники на кон€х) св€заны с аграрно-скотоводческим культом. ѕарные птицы символизируют счастливый брак.

Ёто далеко не полный перечень основных знаков и мотивов традиционной вышивки. ќрнамент несет добрые пожелани€ счасть€, любви, крепкой и дружной семьи, плодороди€, достатка, благополучи€.

»сточник

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку