-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 66) ÷арство_ улинарии ‘эн-шуй _япони€_ town_of_art zdravy ‘рекен_Ѕокъ Ќародные_советы ¬€заный_вальс ѕостџ_дл€_цитатника  ак_всей_семьей_выучить_€зыки Ћюбимые_рецептики ћамины_радости —ладкое ∆ивопись_ ита€ полезные_игрушки ћо€_косметика Live_Memory худеем_все ѕарижское_кафе -ћалыш»-  рошкин_ƒом ƒом_ укол _ѕоЋе«нџй_—уЌд”чќк_ гќрќд_ƒе“с“вј ѕ–»√ќ“ќ¬»ћ_»_—Џ≈ƒ»ћ ѕиар_котами ќЅЏ≈ƒ»Ќя…“≈—№_ЅЋќ√≈–џ јудиокниги ћо€_кулинарна€_книга јрт_ алейдоскоп я-∆енщина ¬сем_¬кусно дл€_милых_девушек “ј…Ќџ_ћј√»» аспергер Ѕуддизм ¬етеринарный_кабинет ќбречены_на_—частье Ўедевры_от_ћаришки –»ј_Ќовости ”сы_лапы_и_хвост  нут_и_ѕр€ник ќ—≈Ќ№_и_«»ћј Ўкола_слав€нской_магии »нтересно_об_ј¬“ќ Ќеудержимые_ручки Ўкола_ѕограничье  ошколюбам Ћи–у ”голок_психолога —ƒ¬ ¬кусно_Ѕыстро_Ќедорого  нижный_Ѕ”ћ Camelot_Club “олько_дл€_женщин MY_HIT Japanese_Existence KAZAKI Ўкола_кулинара No_Drink ѕойдем_поедим –уны простые_рецепты ¬сЄ_дл€_дома_и_дачи The_Sims-3 Twitter_RU
„итатель сообществ (¬сего в списке: 15) ѕланета_Ќочь —сылочки_мал€там Ќа_ƒевичник ќ_—амом_»нтересном –»ј_Ќовости Ўкола_»ггдрасиль Ўкола_слав€нской_магии atelier_du_design CAPRICEdesDIEUX CommunityEnglishLanguage esoteric-magic MY_HIT Live__ART Mimi_Kids WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30558
 омментариев: 20043
Ќаписано: 66670

ѕоверь€ —лав€н дл€ дома

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 17:50 + в цитатник
ѕоверь€ —лав€н дл€ дома


***
¬ечером мусор не выбрасывай: могут обворовать — ћистический смысл поверь€ св€зан с опасностью лишатьс€ чего-то, отнимать от себ€ что-то после захода —олнца, когда начинает властвовать нечиста€ сила. ќсталс€ в этом запрете и след веровани€ в то, что мусор — пристанище неприка€нных душ; поэтому негоже избавл€тьс€ от него на ночь гл€д€, в темное врем€ суток. ѕо той же причине сохранилс€ кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на ”краине, в частности в »льинке и «наменке, где именно так по€сн€лс€ смысл действий). » по той же причине не рекомендуетс€ домашний, комнатный мусор сжигать...

***
„тобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу — ѕоверье св€зано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелател€. ѕри этом не имеет значени€, видит он иглу или нет. √лавное, чтобы хоз€ева были спокойны, зна€, что злой взгл€д обезврежен. ћистическа€ сила приписывалась и растени€м-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (м€та), острым вкусом (перец)...

***
¬ъехал в новый дом — потолок целый год белить не надо — ¬ течение года дом дает осадку, потолок деформируетс€ и побелка все равно будет испорчена. ѕобелив потолок, хоз€йка все врем€ будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских)...

***
Ќе сиди, девица, на подоконнике — замуж не выйдешь — ќдна из запретительных примет, котора€ должна подействовать, если не действует нормальное объ€снение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. ¬о-первых, это опасно; а во-вторых — испокон веков девушка не должна была выставл€ть себ€ напоказ. ќ сид€щей на подоконнике девице, котора€ только и делает, что на улицу п€литс€, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парн€ми знакомитьс€, жениха высматривать...

***
Ќе начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь — ≈сть и другой вариант этого поверь€: покупать новую одежду на старости лет — к смерти. ћногие, к сожалению, вер€т в это и лишают себ€ маленьких человеческих радостей. ’от€, если вдуматьс€, в основе поверь€ — всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду...

***
¬ один день двум€ вениками не мети: богатство разметешь — “ут просматриваетс€ мистическа€ св€зь с домовым, который в доме один и поэтому не может находитьс€ сразу под двум€ вениками. Ѕытова€ же причина кроетс€ в пословице: «¬с€ка€ метла по-своему метет»: “о есть, подмета€ разными вениками, хоз€йка помимо воли может оставить где-то мусор...

***
≈сли в доме подметать веником из полыни, нечиста€ сила не заведетс€ — ¬ основе поверь€ — отношение к полыни как к одному из оберегов. —читаетс€, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче...

***
 огда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь — ћести к порогу — значит двигатьс€ за пределы своего дома, своего пространства. ѕри этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировалс€) можно вымести что-то свое — хорошее, ценное. ƒаже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивиру€ это желанием, чтобы все живые в доме остались...

***
«агудело в печной трубе — душа покойника мучаетс€ — —читалось: если закрыть печную заслонку, то св€зь дома с внешним миром прекращаетс€. «начит, душа, котора€ хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучаетс€ там, завывает. ¬ таком случае надо помолитьс€ за умерших.
«аслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправл€лс€ в дорогу, — чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими»...

***
ѕередний угол в доме трещит — несдобровать хоз€ину — ”гол дл€ слав€н — не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитани€ домового. ¬ некоторых местност€х считают, что в углу вообще живет нечиста€ сила (отсюда — окуривание углов дома дл€ изгнани€ болезни и вс€кой нечисти). ѕод наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийс€ после похорон мусор. “акое мистическое отношение к углу объ€сн€ет и поверь€, св€занные с ним. Ќеожиданные звуки — треск, стук, — донос€щиес€ из угла, считались знаком потусторонних сил. Ѕытовое объ€снение поверь€ — в том, что хоз€ину надо попросту обратить внимание на состо€ние углов дома. ≈сли они оседают (именно из-за этого раздаетс€ треск), то уж точно несдобровать — не только хоз€ину, но и всем домочадцам...

***
ѕетух головой затр€с — быть беде — ѕоверье основано на дво€ком отношении к петуху. — одной стороны, это веща€ птица, способна€ боротьс€ с нечистой силой. — другой стороны, и сам он, постарев, становитс€ представителем дь€вольских сил (может даже «снести €йцо», из которого по€вл€етс€ на свет «мал€к», довод€щий потом хоз€ев до смерти).√оловой начинает тр€сти, как правило, именно старый петух. ѕоэтому в поверье , зафиксирована рекомендаци€ поскорее избавитьс€ от него. “о, что старый петух в хоз€йстве не нужен, — однозначно. » суеверие — повод расстатьс€ с ним во им€ благополучи€ в доме...

***
—тук в доме без причины — к чьей-либо смерти — ќснование поверь€ то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, —читаетс€, что чь€-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме...

***
¬ымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса — значит всех живых из дома вымести — ѕоскольку в домашнем соре, мусоре сохран€етс€ часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находитьс€ в доме. ≈сли это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавитьс€ от нее. Ѕытовое по€снение кроетс€ в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует...

ѕеребира€сь в новый дом, старый веник с собой неси — Ёто поверье св€зано с тем, что под веником может жить домовой. Ќо, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической дво€кости. — одной стороны, веник и метла — излюбленные оруди€ ведьм, которые на них и летают, и росу ими стр€хивают, и порчу навод€т, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). — другой стороны, поскольку с помощью веника избавл€ютс€ от гр€зи, ему приписывают и возможность избавл€ть от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). ≈сли веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник об€зательно выбрасывают. Ќо старый веник при переезде в новый дом об€зательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хоз€евам непри€тностей...

Ќе свисти в доме — денег не будет. Ќельз€ свистеть в доме, а то он опустеет —   свисту в народе вообще отношение отрицательное. —вист — забава бездельников.   тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. ј мистически это ассоциируетс€ со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Ќо ближе всего в данном случае бытовое по€снение: разве может нравитьс€ всем остальным домочадцам, когда один из них посто€нно насвистывает? ¬от и дают они ему пон€ть: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себ€...

***
ћыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гост€ — все равно что вымывать, выметать его из дому — ѕоверье, суть которого — в мистическом воспри€тии человека и «следов от него». „еловек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то врем€, еще осталась, как остаетс€ и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Ќе надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага)...

***
«абыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда — ƒумаетс€, тут и без вс€кой мистики €сно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придетс€ возвращатьс€. ј поскольку при себе обычно нос€т необходимые на каждый день вещи (в наше врем€ — телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращатьс€ надо будет поскорее...

***
¬ыпал кирпич из печи — добра не жди — Ёто св€зано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говор€ уж о бытовой опасности такого повреждени€). ѕечь в сознании народа — это не только тепло и гор€ча€ еда, но и место, через которое дом св€зан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). –аньше на печи еще и спали, поэтому сновидени€ и образ печи тоже совмещались. ¬ыпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. „ерез образовавшуюс€ дыру в дом может попасть нечиста€ сила, душа умершего, болезнь, насланна€ порча и т.д. Ќекоторые поверь€ св€зывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного зми€. ƒумаетс€, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейс€ возможности пожара...

***
«дороватьс€ и прощатьс€ на пороге — к ссоре — —мысл этого поверь€ восходит к особой роли порога в доме (как и печи) — мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Ќо и бытовой смысл достаточно €сен: негоже начинать приветстви€, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. “о есть речь идет о правилах приличи€, вежливости...

***
¬еник должен сто€ть в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза — ¬еник воспринимаетс€ не только как предмет дл€ уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. ћусор св€зывали с неприка€нными душами умерших, а веник ведь в посто€нном соприкосновении с мусором. ¬еник — и одно из пристанищ домового. ¬ то же врем€ на венике (на метле) летают ведьмы, нечиста€ сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хоз€йкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. »сход€ из всего этого и отношение к венику двойственное. —тавить его ручкой вниз — значит, использовать его защитную функцию, а именно — призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. ¬ сущности же, бережливые хоз€йки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. », наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай...

***
’ранить разбитую посуду — к несчастью — –азбита€ посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, св€занный с тем, что невеста расстаетс€ с девственностью). —ледовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. — бытовой же точки зрени€ разбита€ посуда попросту опасна: можно поранитьс€. » потому лучше не провоцировать несчастье, склеива€ черепки, а избавитьс€ от них. Ќе зр€ сохранилось старинное поверье: «ѕосуда бьетс€ — к счастью». ¬се уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повтор€ют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки...

***
ƒвери начали скрипеть — к несчастью — Ёто поверье может быть объ€снено так же, как и поверь€ о печи или пороге. ƒверь — не только реальна€ защита от посторонних, но и символическое преп€тствие дл€ нечистой силы. ≈стественно, что ее скрип воспринимаетс€ как своего рода предупреждение. –еально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. » чем дольше дверь будет оставатьс€ несмазанной, тем больше веро€тность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из про€влений «несчасть€»...

***
Ќе сиди на пороге — заболеешь — ќ мистической роли порога мы уже не раз говорили. ¬ бытовом же смысле все €сно: сид€ на пороге, человек держит дверь открытой и оказываетс€ на сквозн€ке.   тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание...

***
ѕри переезде в новый дом не оставл€й в старом мусора: по нему могут порчу навести — ќчень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хоз€ев, которые будут адресованы нер€хам. ј слово, как известно, обладает и физической силой. ѕорою предлагаетс€ старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. ƒумаетс€, это — излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку — тогда и порчу не почему будет наводить...

»сточник

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ћир вокруг/Ѕыт...
# # ѕонимание мира/“радици€
ЂЌапрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо кудаї (¬елесова  нига; 2-€ дощечка, 1) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ѕог - один. Ѕог - един. ј все религии - это различные пути к Ѕогу. Ќе важно какой путь ¬ы изберете. √лавное чтобы ¬ы достигли конечной цели.
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



јлександр_«јЌ   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 18:02 (ссылка)
—лав€не, они молодцы)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 18:04ссылка
ћы тоже можем быть молодцами и молодицами)
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 18:07ссылка
”вы, сейчас слав€не не слав€не, слишком развращены другими культурами. по себе замечаю. если еще люди строгие, вот их € уважаю
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 јпрел€ 2013 г. 18:14ссылка
¬сЄ от нас зависит - как себ€ вести, что делать, как мыслить. –азве нет?
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку