-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


÷икл жизни / √лава из новой книги Ћамы ќле Ќидала Ђ нига надежды: как освободитьс€ от страха смертиї.

¬торник, 12 ћарта 2013 г. 12:03 + в цитатник

¬се начинаетс€ со встречи самой большой и самой маленькой клеток человека: €йцеклетки матери и отцовского сперматозоида. »з их сли€ни€ в течение дев€ти мес€цев возникают триллионы клеток, воплощенные в двухстах различных формах. —пуст€ мес€ц мы представл€ем собой существо длиной около шести миллиметров. ≈ще через четыре недели по€вл€ютс€ руки, ноги, кисти и ступни. ѕроцесс развити€ эмбриона происходит не только за счет роста новых клеток, но и благодар€ распаду уже сложившихс€. „тобы ладони не получились похожими на маленькие весла, перепонки между пальцами должны отмереть и обеспечить им возможность двигатьс€ отдельно друг от друга. ‘ормирование глазных €блок тоже не обходитс€ без своего рода смерти, поскольку из простых углублений на коже они должны эволюционировать в сложные органы чувств. Ќе растворись клеточные €дра в возникшей линзе, наш взгл€д был бы затуманен в самом пр€мом смысле слова.

¬ мозге поначалу тоже возникает избыток клеток. ѕозже за счет дегенерации некоторых из них происходит дальнейшее создание его отделов. Ќо это обновление никогда не заканчиваетс€ вопреки бытовавшему в 1990-х мнению неврологов и исследователей мозга о том, что у взрослого человека он уже не способен развиватьс€. —егодн€ мы знаем, что этот орган адаптируетс€ к новым услови€м до старости и в состо€нии компенсировать даже потерю целого полушари€.

Ѕуддизм и наука

—овременна€ наука постепенно отказываетс€ от взгл€да на человеческое существо как на биохимическую фабрику. ѕервичный постулат о том, что ум производитс€ мозгом, казалс€ очевидным, поскольку хорошо согласовывалс€ с материалистическим мировоззрением и историей европейской научной мысли. ћозг считали машиной дл€ обработки знаний, отвод€ сознанию роль побочной наблюдательной функции. Ќо такой подход оставл€л слишком много белых п€тен и не объ€сн€л фундаментальной загадки — почему ум обладает качествами, не про€вл€ющимис€ ни у каких материальных объектов.

¬ последние годы, однако, результаты экспериментов все дальше уход€т от этого сугубо материалистического взгл€да и расшир€ют горизонты опыта за пределы нейробиологии. ƒанные многих наблюдений невозможно объ€снить физиологическими процессами в центральной нервной системе, и раз за разом изучение околосмертных состо€ний (ќ——) доказывает, что €ркие переживани€ могут возникать независимо от нее.

—ознание нельз€ приписывать только мозгу — он скорее делает его возможным, чем производит.

—реди людей, побывавших на грани смерти, при опросе многие упоминают ощущение поко€ (90%), света (77%) или выхода из тела.

ѕодобно квантовой физике, исследовани€ мозга сегодн€ выход€т далеко за рамки представлений о том, что реальность, которую можно измерить или ощутить посредством органов чувств, — единственна€. —огласно выводам многих современных ученых человеческое воспри€тие в значительной степени €вл€етс€ результатом умственной де€тельности. Ќапример, когда мы с закрытыми глазами воображаем закат на океане, работа полушарий остаетс€ практически такой же, как если бы мы действительно его видели (разница — лишь в процессе активизации органов чувств). ≈сть и множество других фактов, указывающих на то, что сознание не производитс€ мозгом, а €вл€етс€ неограниченным во времени, пространстве и местоположении.

— перспективы буддийского взгл€да особенно увлекательно наблюдать за встречей нейронаук и квантовой физики. Ќа этом пересечении многие идеи начинают звучать в унисон учению Ѕудды. » если классическа€ физика предполагает наличие объективной реальности, то квантова€ механика и теори€ относительности разрушают эту концепцию. “ак же как в буддизме, здесь утверждаетс€, что нет никакого мира, отдельного от наблюдател€, — или, по словам Ёйнштейна, «реальность — это просто иллюзи€, хот€ и очень стойка€».

» квантова€ физика, и буддизм преодолевают ограниченность дуалистических взгл€дов, избегают крайностей «или-или», предпочита€ им «и то и другое». ƒвенадцать столетий назад йогин —араха в —еверной »ндии описал это очень прозаично: «¬с€кий, кто думает, что мир реален, глуп, как корова. ј каждый, кто верит в его нереальность, еще глупее» (потому что на относительном уровне это противоречило бы закону причины и следстви€, т. е. кармы).

» буддизм, и наука считают пространство свободным от собственных качеств и одновременно соедин€ющим все €влени€. ќно содержит все знание и неотделимо ни от чего. ќсенью 2004 года в  ембриджском университете –уперт Ўелдрейк поставил эксперимент, попросив группу людей угадать, кто из четырех названных участников эксперимента им звонил. ƒол€ правильных ответов далеко перевалила за статистически ожидаемые 25% (что соответствовало бы методу проб и ошибок) и достигала 42%.

—пециалист по квантовой физике јнтон ÷айлингер из ¬енского университета рассматривает квантовую механику как некую теорию информации. Ќапример, своими экспериментами со «св€занными частицами» (фотонами) он доказал, что одно и то же знание может одновременно по€вл€тьс€ в разных местах без каких-либо средств передачи. ”ченым разных стран часто приходитс€ делить между собой Ќобелевскую премию, поскольку независимо друг от друга они приход€т к одинаковым заключени€м.

“от факт, что наша вселенна€ состоит в конечном счете из информации, полностью подрывает области науки, прочно базирующиес€ на идее материи, и одновременно подтверждает учение Ѕудды о том, что всеобъемлющее пространство больше напоминает вместилище, чем нечто раздел€ющее. ќно €вл€етс€ не черной дырой, а чем то, что содержит в себе и соедин€ет существ.

≈сли отказатьс€ от устаревших взгл€дов на мир и проследить за последними открыти€ми в квантовой физике, нейронауке и в области околосмертных состо€ний, иде€ перерождени€ становитс€ пон€тной. ¬озьмем дл€ сравнени€ радио: даже если устройство сломаетс€, радиопередача будет продолжатьс€.  огда приемник — мозг — постепенно распада€сь во врем€ умирани€, воспроизводит все меньше каналов, уходит не человек в целом, а только его материальна€ форма. ¬се его внутренние характеристики сохран€ютс€. “о, чем мы обладаем, исчезает, но то, чем мы €вл€емс€ — и что воспринимает все вещи — продолжает жить вне границ времени и пространства.

—мерть, как и рождение, есть только переход в другое состо€ние сознани€.

ѕосле промежуточного этапа (санскр. антара-бхава, тиб. бардо), в котором всплывают самые сильные накопленные впечатлени€, ум снова оказываетс€ в таком мире и в таком теле, которые соответствуют его содержимому.

Ќаше осознавание — которое сейчас смотрит нашими глазами, слушает нашими ушами, чувствует нашей кожей и думает о вчерашнем или завтрашнем дне, то есть наш ум, обладающий этими способност€ми, — по своей истинной природе вне времени и границ. ”м подобен зеркалу, на чьей поверхности картинки по€вл€ютс€ и исчезают, не мен€€ его сути. ќн подобен океану, где волны вздымаютс€ и опадают, в то врем€ как сам океан остаетс€ спокойным. Ќаше сознание, откуда все возникает, никогда не было сотворено и поэтому не может распастьс€. ¬оспринимающее не было рождено, и поэтому оно не может умереть. “олько наши обусловленные тела подвержены смерти.

”м воспринимает все €влени€, но ему самому нет конца и предела. ќн словно пространство. » все происход€щее — его свободна€ игра. ¬озникают ли вещи или исчезают, все свидетельствует о его богатстве. јбсолютное присутствует всегда и везде. ”м посто€нно забавл€етс€ — в нем и из него беспреп€тственно по€вл€ютс€ внешние миры и внутренние состо€ни€, склонности и переживани€, полные мыслей и чувств. ≈сли внутри и снаружи ничего не случаетс€, в этом тоже открываетс€ пространство ума, внутренне присуща€ ему широта возможностей. ≈сли что-то переживаетс€ или происходит, ум демонстрирует свою €сность и способность к непринужденным действи€м. ј одновременное про€вление и того и другого указывает на его неограниченную природу.

„ем лучше мы понимаем, что ум неразрушим, тем выше веро€тность, что ожидани€ и страхи раствор€тс€ и мы сможем легко покоитьс€ в насто€щем моменте или действии. Ѕлагодар€ этому мы все реже зависаем в воображаемом мире прошлого и будущего и все реже чувствуем необходимость что-то доказывать или за что-то извин€тьс€. ѕостепенно у нас складываетс€ картина, в которой все увлекательно, просто потому, что все происходит и показывает потенциал ума. ¬место надежд и опасений у человека по€вл€ютс€ пространство и свобода. ќщуща€ их и внутри и снаружи, он радостно понимает, как много у существ избытка и силы, каким богатством они могут поделитьс€ и сколько прекрасного могут в себе развить. ѕроисходит ли соединение — в юности, силе и любви — или распад — в старости, болезни и смерти — и то и другое выражает бесконечную игру ума, его безграничные и неотъемлемые возможности.

Ѕез начала и конца

“ыс€чи лет люди рассуждают о мире, жизни, смерти и загробных сферах, и за это врем€ накопилось бессчетное количество предположений и концепций. Ќекогда иде€ о начале и конце света была широко распространена. ≈е можно найти и у викингов, и в греческом мировоззрении, а также в трех главных религи€х Ѕлижнего ¬остока, в которых «божьи люди», у чьих богов часто трудный характер, встречаютс€ с ними в своих ощущени€х на пути к «емле обетованной. ¬ то врем€ как в этих религи€х веры бог-личность есть причина и окончательна€ цель мира, буддизм и другие религии, основанные на опыте, например индуизм и даосизм, — исход€т из пон€ти€ посто€нного круговорота возникновени€ и исчезновени€ (цикла жизни).

ћир не €вл€етс€ творением некой высшей силы или чего-то объективного и внешнего, он посто€нно создаетс€ воспри€тием и действи€ми существ.

ѕоэтому можно достичь ќсвобождени€, развива€ внеличностное видение сути. ќтказавшись от привычки сваливать все на первородный грех, выискивать виноватого в жизненных неур€дицах или возлагать надежды на потусторонние силы, лучше просто осознавать сложившиес€ обсто€тельства и результаты, фокусиру€сь на развитии того, что неизменно и в жизни, и после нее. —оответственно, человек может найти действенные советы дл€ овладени€ искусством жизни, смерти и счастливого перерождени€, если обратитс€ к религи€м, основанным на опыте, — и в особенности к тибетскому буддизму.

„тобы пон€ть различные состо€ни€ и модели поведени€ ума, буддийское учение рассматривает отдельные фазы цикла жизни. ќн состоит из непрерывной цепи взаимозависимых мгновений, но может быть поделен на промежуточные состо€ни€. Ёти состо€ни€, имеющие начало и конец, обозначаютс€ термином «бардо», который в буквальном переводе означает «промежуток» или «между». „исло таких бардо бесконечно, потому что все посто€нно мен€етс€. ¬плоть до ѕросветлени€ человек безостановочно переходит из одного состо€ни€ в другое. „аще всего слово «бардо» используетс€ дл€ обозначени€ периода между нынешней жизнью и перерождением в следующую. “олько ќсвобождение и ѕросветление — состо€ни€, в которых осознающее постигает свою вневременную природу, — не €вл€ютс€ бардо.

¬ некоторых част€х “ибетской книги мертвых говоритс€ лишь о двух видах бардо: жизни и смерти. ¬ других, однако, упоминаетс€ четыре: бардо жизни, бардо умирани€, бардо таковости и бардо становлени€. ѕри еще более детальном рассмотрении находитс€ два дополнительных бардо в промежуточном состо€нии жизни, что в сумме дает шесть бардо: бодрствовани€, сновидений, медитации, умирани€, окончательной природы и становлени€.

–ис 1. ÷икл жизни

÷икл жизни.

Ёти шесть бардо охватывают три состо€ни€ сознани€, повтор€ющихс€ между рождением и началом необратимого процесса умирани€, и три последующих промежуточных состо€ни€ — от смерти до очередной жизни.

Ѕардо жизни (санскр. джати-антара-бхава, тиб. ранг жин бардо): в состо€нии бодрствовани€ каждый из нас посредством тела, речи и ума работает с миром, переживаемым совместно с другими существами благодар€ органам чувств. «десь человек пребывает в сознании, он может думать и действовать по собственному усмотрению. ћир воспринимаетс€ как плотный и логичный. ƒнем он общий дл€ всех, хоть мы и видим его через призму собственного настроени€. “от спектр €влений, регистрировать который позвол€ют диапазоны органов чувств и открытость данной культуры — это коллективна€ часть бардо. ј индивидуальна€ часть заключаетс€ в оттенках, привносимых нашими желани€ми и ожидани€ми. Ќаход€сь в этом бардо, мы способны сознательно мен€ть свою жизнь, управл€ть умом и работать с ним (см. главы «ѕути к счастью» и «ѕерерождение»).  роме того, с помощью буддийских методов мы можем наилучшим образом подготовитьс€ к любым промежуточным состо€ни€м, которые ждут нас в будущем.

Ѕардо сновидений (санскр. свапана-антара-бхава, тиб. милам бардо): периоды, когда мы погружаемс€ в сны, называют вторым бардо; оно входит в бардо жизни. —юда также включают состо€ни€ опь€нени€ непсиходелическими наркотиками или алкоголем. ¬о врем€ сновидений друг друга поэтапно смен€ют три вида переживаний: сначала перерабатываютс€ впечатлени€ дн€, затем в фазе глубокого сна могут возникать физические ощущени€ и иногда видени€ отдаленного будущего, а перед самым пробуждением ум бывает открыт ближайшим событи€м. —ны кажутс€ такими же реальными, как дневной мир, несмотр€ на то что в них все происходит совершенно свободно, не зависит от времени, места, физиологии и не задействует других существ; все относитс€ только к уму и разворачиваетс€ не в хронологическом пор€дке.

Ќа стадии глубокого сна сознание сосредоточено в середине тела, и ощущать его могут только опытные мастера специальных медитаций, а у всех остальных преобладает полное неведение.

Ѕардо медитации (санскр. самадхи-антара-бхава, тиб. самтен бардо): буддисты высокого уровн€ регул€рно медитируют с намерением узнать свой ум. «анима€сь обыденными делами, они придерживаютс€ как можно более высокого взгл€да, накладыва€ его на этот повседневный, по большей части привычный поток переживаний. “аким образом человек учитс€ все меньше и меньше реагировать на мешающие эмоции, более осознанно проживает каждое мгновение и может постепенно открывать вневременные качества ума. ѕо окончании медитации, возвраща€сь к жизненным задачам, практикующий решает старатьс€ удерживать этот уровень понимани€. –аз за разом он не только глубже проникает в суть ума, он все лучше овладевает своими переживани€ми благодар€ расшир€ющему осознавание принципу «и то и другое». ¬ыражение «бардо медитации» используют только в том случае, если действительно получен опыт непосредственного переживани€ природы ума. “олько тогда практикующий способен различать состо€ни€ во врем€ медитации и после нее. — годами у нас все лучше получаетс€ переходить из одной фазы в другую (сон/медитаци€). ј потом мы можем точно так же осознанно перейти из жизни в смерть, если это физически выполнимо, и, в зависимости от способностей, использовать этот момент наилучшим образом дл€ своего будущего (см. главы «ѕути к счастью» и «ќсознанное умирание»).
Ќо повседневные переживани€ — не единственные промежуточные состо€ни€, сквозь которые мы проходим. ≈сли услови€ дл€ жизни заканчиваютс€, тело не может больше удерживать ум. —ознание оставл€ет физическую оболочку, и на нас обрушиваютс€ три других бардо.

Ѕардо умирани€ (санскр. мумурса-антара-бхава, тиб. чи кхаи бардо): первое из этих трех промежуточных состо€ний, бардо умирани€, — процесс, который охватывает небольшой период перед самой клинической смертью, во врем€ и недолго после нее. Ёто бардо все существа снова и снова вынуждены переживать с безначальных времен и вплоть до ѕросветлени€ (см. главу «ќсознанное умирание»).

Ѕардо таковости (cанскр. дхармата-антара-бхава, тиб. чЄньи бардо): во втором состо€нии, бардо таковости, по€вл€етс€ шанс слитьс€ воедино с ясным светом ума, распознать его суть и стать просветленным. ≈сли упустить этот момент, последует примерно шестьдес€т восемь часов без сознани€ (в случае образованных людей). Ѕуддист, очнувшись после этой фазы, в течение последующих семи дней сможет встретитьс€ со своими учител€ми и формами Ѕудд, св€зь с которыми была создана раньше, — посредством посв€щений или медитаций с ведущим. Ёта встреча позволит ему войти в их энергопол€ высшего блаженства (см. главу «–ешающий момент»).

Ѕардо становлени€ (санскр. бхава-антара-бхава, тиб. сипаи бардо): если умершему не удалось достичь внеличностного состо€ни€ в бардо таковости, он попадает в следующее промежуточное состо€ние, в бардо становлени€, которое длитс€ с дес€того по 49-й день. «а это врем€ тенденции и кармические накоплени€, отпечатавшиес€ в сознании-хранилище, образуют устойчивую структуру, котора€ прит€гиваетс€ к очередной жизни в обусловленном мире (см. главу «ѕерерождение»).

“аб.1 Ўесть промежуточных состо€ний

Ўесть промежуточных состо€ний

ЋопЄн ÷ечу –инпоче: «Ќа самом деле вс€ концепци€ бардо означает период, в течение которого мы захлопнуты в ловушке сансары, потому что его основой €вл€етс€ неведение. ѕока не освободимс€ от этого, то есть до ѕросветлени€, мы остаемс€ в бардо, состо€нии неведени€».

–Єдбю, ƒани€, 1992 г.

“ибетска€ книга мертвых

—реди буддийских поучений “ибета более других известна  нига мертвых (тиб. бардо тхЄдрЄл: «ќсвобождение через слушание в промежуточном состо€нии»). Ётот источник, относ€щийс€ к VIII веку, принадлежит перу основател€ тибетского буддизма √уру –инпоче. Ўирокое признание текст получил во многом благодар€ сходству описываемого состо€ни€ с по€влением света в околосмертных переживани€х, которое отмечаетс€ современными исследовател€ми.  нига мертвых объ€сн€ет процесс умирани€ и перерождени€, а также пути выхода из этого круговорота. ¬ трех «старых» школах медитации “ибета (так называемых школах красных шапок) было прин€то читать эту книгу при жизни, чтобы вспомнить ее наставлени€ во врем€ смерти и, попав в промежуточное состо€ние, немедленно достичь ќсвобождени€.  роме того, ее читали вслух тем, кто умер и находитс€ в бардо, — это вело их к лучшему перерождению.

ќднако, говор€ об этом тексте, важно не тер€ть критичность мышлени€, поскольку до завоевани€  итаем в 1959 году, что принесло огромные страдани€, в “ибете господствовали средневековые устои, полицейских и приставов там было немного. ¬ласть имущие — в основном землевладельцы в Ћхасе и трех главных монастыр€х по соседству — старались держать население в повиновении, подогрева€ страхи в обществе до определенного уровн€. ƒобитьс€ этого было несложно, име€ дело с миролюбивыми обитател€ми центральных регионов страны. ¬ поучени€х подчеркивались страдани€ во врем€ смерти и последующего пребывани€ в адах. Ќо если прин€ть во внимание недавние результаты исследователей околосмертных состо€ний, на этих этапах нас ждут лучшие перспективы — и конечно, не только благодар€ современным обезболивающим средствам и цивилизованному обществу западных стран. ¬ конечном счете то, какие впечатлени€ и образы всплывают в сознании после смерти, зависит от умонастроений и образа жизни умершего.

Ѕуддийские учител€ (тиб. ламы) трех старых школ “ибета подробно описывают многочисленные переживани€ и процессы между смертью и новым рождением.  роме того, великие мастера медитации этих школ, называемые «достигающими цели», сами €вл€ютс€ основой учени€. ѕоскольку сознание не только производит новые впечатлени€, но и хранит прошлые, эти мастера благодар€ €сности своего ума помн€т прежние жизни. Ёто многое объ€сн€ет и дает непоколебимую уверенность.

”чение Ѕудды, высказывани€ √уру –инпоче, опыт буддийских мастеров и озарени€ других мудрецов, которые, возможно, практиковали буддизм в прошлых жизн€х, — все это отвечает нашим самым глубинным ча€ни€м. —уществуют вневременные, внеличностные уровни сознани€, полные высшей радости, и есть методы, которым человек может научитьс€ при жизни, чтобы с приходом смерти навсегда освободить ум от вс€кой боли. ј если удастс€ узнать в возникающем в этот момент ясном свете свою собственную природу — это принесет полное ѕросветление. ƒл€ этого используютс€ медитации, задействующие тело, речь и ум и называемые по-тибетски пхова. —ама€ легка€ из них и наиболее применима€ описана в главе «ќсознанное умирание». “е, кто владеет практикой пховы, при жизни меньше бо€тс€ смерти, а когда она наступает, автоматически перенос€тс€ на так называемые чистые (т. е. освобожденные и чрезвычайно радостные) уровни сознани€, с которых невозможно упасть обратно.

¬с€кому, кто желает, попав в этих миры, развить все способности и качества, внутренне присущие уму, следует как можно раньше прин€ть решение использовать процесс умирани€ дл€ столь важной цели. Ќи в какое другое врем€ услови€ дл€ гигантского скачка в развитии не складываютс€ так благопри€тно, ведь когда отпадают все чувственные впечатлени€, когда привычки раствор€ютс€, а все энергии сконцентрированы, открываетс€ путь в огромное поле развити€.

¬ зависимости от интуиции и смелости человек все глубже узнает свой ум как вневременною истину, самовозникшую радость и активную любовь.

 

ѕеревод с английского — ѕетр  алачин
–едакци€ — ≈вгени€ ѕоловникова, ≈лена Ћеонтьева

"Ѕуддизм сегодн€" и портал Ѕуддизм.ру

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
ћир вокруг/ итай, япони€ и т.д.
ѕонимание мира/Ѕуддизм / „ань / ƒзен

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку