-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30630
 омментариев: 20048
Ќаписано: 66747

ќ чем расскажет игрушка

„етверг, 15 Ќо€бр€ 2012 г. 07:55 + в цитатник

« ак у теб€ дела? — Ќормально». «накома€ ситуаци€, не правда ли? ѕорой кажетс€, что узнать, что чувствует малыш, просто невозможно. “ем не менее, ключ к пониманию находитс€ совсем р€дом. ƒл€ этого попробуйте внимательным взгл€дом окинуть детский уголок своего сына или дочери. ѕлюшевые мишки и резиновые зайчата расскажут о переживани€х ребенка значительно больше, чем мы можем себе представить.

»грушка занимает значительное место в жизни ребенка. Ёто простое, казалось бы, развлечение €вл€етс€ необходимым и важным этапом в процессе становлени€ человека. —уществует целое направление в психологии, которое изучает закономерности и стадии развити€ детской игры. —пециалисты по-разному объ€сн€ют значение игры и игрушки, но все они сход€тс€ в одном — дл€ того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!

»грушка в жизни ребенка

— одной стороны, детска€ игра €вл€етс€ прообразом будущего. Ќапример, пелена€ пупса, дочка проигрывает ситуацию, с которой ей предстоит встретитьс€, когда она вырастет. “ак девочка готовитс€ к будущему материнству. –абота€ игрушечным молотком или рубанком, маленький строитель пример€ет роль взрослого-созидател€. ќдним словом, игра м€гко и гармонично подготавливает почву дл€ прин€ти€ определенной роли во взрослой жизни. »менно поэтому в игровом арсенале ребенка должны быть игрушки, позвол€ющие попробовать себ€ в различных социальных рол€х из жизни взрослых людей.

— другой стороны, игрушка дл€ ребенка €вл€етс€ отражением реального мира — не только предметного «мира вещей», но и живого «мира людей». »грушка в глазах ребенка не просто одушевленный объект или друг, который не предаст, которому можно доверить свои секреты. „асто дети пр€мо отождествл€ют себ€ с любимой игрушкой и стараютс€ подражать ей. ≈сть данные, согласно которым некачественные игрушки с искаженными пропорци€ми или плохо спа€нными швами привод€т к искривлению осанки, соматическим отклонени€м и даже к заболеванию ребенка.

—трашные игрушки

ќчень часто родителей волнует вопрос — как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «черепашку-ниндз€» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень попул€рного в детской среде. ” большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными «ужастиками». –одители интуитивно чувствуют непри€тие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. “ем не менее, не каждый способен усто€ть перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаютс€ и затем посел€ютс€ в детской. ѕри этом объ€снени€ наход€тс€ самые благие — ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Ќо будет ли это удовольствие полезным?

ќказываетс€, страшные игрушки существовали во все времена.   примеру, в русской народной игрушке (филимоновской, дымковской и других) можно встретить не только прекрасных барышень и отважных всадников, но и волка, медвед€, дракона или других фантастических чудовищ. ѕри этом их изображени€ совсем не реалистичны, а, напротив, в них гиперболически усилены устрашающие детали — например, огромна€ пасть, непропорционально большие клыки, глаза, когти. “акие персонажи хорошо знакомы дет€м по сказкам и былинам, в которых зло всегда наказываетс€, а добро побеждает. Ёти игрушки способствовали преодолению страхов, позвол€ли «отыграть» негативные эмоции.

»нтересны наблюдени€ психологов во врем€ ¬торой мировой войны. »ми было проанализировано поведение людей, переживших атаку вражеских бомбардировщиков. ќказалось, что, в отличие от взрослых, дети, которые были вместе с ними, совсем не обсуждали свои переживани€, казалось даже, что ужас бомбежки совершенно не коснулс€ их душ. “ем не менее, было замечено, как изменилась детска€ игра. “еперь основным сюжетом стала тема разрушени€, страдани€ и боли. Ёти моменты проигрывались детьми снова и снова. “акие изменени€ в игровом поведении позволили дет€м выразить свои субъективные переживани€ ужаса и страха доступным им способом.

Ќо сегодн€ в игрушечной индустрии ситуаци€ кардинальным образом изменилась. —овременные дети, получа€ в подарок очередного обезображенного человека-робота со зверским выражением лица, совершенно не пугаютс€. Ѕолее того, эти чудовища, герои мультфильмов, настолько прочно закрепились в жизни ребенка, что вытеснили других — добрых, мирных персонажей. ќпасность, о которой говор€т психологи, заключаетс€ в том, что дети перестали чувствовать грань между добром и злом.

» если дл€ взрослого сюжет мультфильма €сен и пон€тен, то дл€ ребенка совершенно не очевидны критерии, по которым можно отличить этих монстров. ¬едь нет внешних отличий между «добрыми» и «злыми» персонажами, которые посто€нно сражаютс€ друг с другом. ’арактеристики «добрый» и «злой» в таких фильмах очень условны и в любой момент могут изменитьс€ на противоположные — «хороший» монстр вдруг становитс€ «плохим» и наоборот.

“ем не менее, страшные игрушки в некоторых случа€х даже полезны. — их помощью ребенок может проиграть или, как говор€т психологи, «отреагировать» свои агрессивные эмоции. √лавное при этом — не упустить ситуацию и строго ее контролировать. —амое общее правило — общение с такими игрушками должно быть регламентировано. Ёто не значит, что должны быть установлены какой-то график или расписание дл€ игр. ¬овсе нет. –ечь о том, что игра должна протекать под наблюдением родителей.

Ќедопустима ситуаци€, когда страшна€ или агрессивна€ игрушка посел€етс€ в детской «насовсем». ¬едь в этом случае ребенок полностью попадет под ее вли€ние и надежды на положительный эффект будут сведены к нулю. Ќеплохой вариант, когда такие игрушки хран€тс€ в определенном, недоступном, известном исключительно взрослым месте и достаютс€ только на определенное врем€ по просьбе ребенка. ¬ раннем возрасте агрессивных игрушек не должно быть вообще. ¬ред, который нанесет така€ игрушка, может оказатьс€ непоправимымым.

 люч к пониманию детской души

»гра дл€ ребенка — это естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мысл€х, пережитом опыте, о том, о чем взрослые могут поведать с помощью слов. ћожно сказать, что игрушки дл€ детей — это слова, а игра — речь. –ебенку чрезвычайно сложно открыть свои чувства и рассказать другим о своих глубоких переживани€х. ¬се это ребенок выражает в игре. Ќо как пон€ть то, о чем он хочет рассказать? ≈сть несколько простых приемов, с помощью которых внимательные родители об€зательно поймут то, что тревожит малыша или вызывает его беспокойство.

ѕрежде всего, позвольте ребенку самому организовать свое игровое пространство, выбрать нужные ему предметы и игрушки. ќсновна€ задача взрослого — не торопить, не оценивать и не ломать детские фантазии. ќдним словом, необходимо, наход€сь р€дом, постаратьс€ стать незаметным внешним наблюдателем.

ќбратите внимание, как ребенок приступает к выбору игрового материала, какие игрушки преобладают. Ќапример, бывает так, что ребенок, выбрав какого-нибудь персонажа, скажем, зайца, поиграв с ним некоторое врем€, отбрасывает в сторону и бросаетс€ к другой игрушке, затем ситуаци€ повтор€етс€ — игрушки откладываютс€ одна за другой, внимание ни на одной из них не задерживаетс€ надолго, малыш затрудн€етс€ сделать окончательный выбор. Ёто свойственно дет€м, испытывающим сложности в установлении контакта и поддержани€ общени€ с другими людьми.

ѕричины могут быть самыми разными — и природна€ робость, и негативный опыт жизни в коллективе, и непри€тие другими детьми. ѕомогите малышу. ѕусть в игру включатс€ герои, которые хот€т, во что бы то ни стало, подружитьс€ с главным персонажем.  ак сделать первый шаг к знакомству?  ак договоритьс€ и играть так, чтобы всем было интересно, как не огорчить других и не обижатьс€ самому? ћалыш получит опыт успешного социального взаимодействи€ и поймет, что играть вместе совсем не страшно, а напротив, очень интересно и увлекательно. √лавное — не торопите событи€. ѕусть все идет своим чередом — так, как это видитс€ ребенку. ¬аша задача просто стать участником действа, главный режиссер которого — ваш ребенок.

Ќе менее важно и то, какой сюжет разворачиваетс€ в игре, как взаимодействуют персонажи. „то преобладает — мирна€, доброжелательна€ атмосфера или бесконечные раздоры и войны?  аковы причины конфликтов и споров — вторжение главного геро€ на территорию противника или нападение непри€тел€ извне?  акую стратегию выбирает малыш дл€ разрешени€ создавшегос€ противосто€ни€ — открытую конфронтацию, бегство или компромисс?

ћожно попробовать вз€ть на себ€ роль соперника — к примеру, предводител€ вражеского отр€да, который направл€ет свои войска на позиции сына, или капризной куклы, котора€ всегда командует и обижает жителей игрушечного городка. ѕонаблюдайте — как ребенок станет

 

действовать в сложившихс€ обсто€тельствах.

—лучаетс€, что на определенном этапе дети сворачивают игру, не довед€ ее до логического завершени€. —о стороны может показатьс€, что ребенок бросил начатое и оставил его незаконченным. Ёто не совсем так. ƒело в том, что в игре ребенок проживает очень значимую в психологическом плане ситуацию. ≈му важно самому прийти к нужному решению. „асто дети возвращаютс€ и повтор€ют один и тот же сюжет, как бы застрева€ на нем. —итуаци€, котора€ проигрываетс€ в этот момент, наиболее значима дл€ малыша.  огда-нибудь она разрешитс€ и исчезнет из игрового репертуара ребенка, или истори€ получит дальнейшее развитие. “аким образом, ребенок приобретает очень ценный психологический опыт, который об€зательно пригодитс€ в будущем.

јвтор статьи: ¬иктори€ √орбушкина, психолог

»сточник: ѕравославный журнал дл€ родителей «¬иноград»

ќригинал materinstvo.ru

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/ расота и «доровье
 расота и «доровье/«доровье
—ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку