-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30642
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66761


—индром гиперактивности

„етверг, 18 ќкт€бр€ 2012 г. 11:40 + в цитатник

—индром дефицита внимани€ и гиперактивности (—ƒ¬√) - это неврологическо-поведенческое расстройство развити€, начинающеес€ в детском возрасте. ѕро€вл€етс€ такими симптомами, как трудности концентрации внимани€, гиперактивность и плохо управл€ема€ импульсивность.

—ƒ¬√ не имеет определенных физических признаков, которые можно обнаружить при рентгеновском или лабораторном исследовании. ќн может быть установлен только по характерным особенност€м поведени€, которые очень схожи у разных детей. ѕоступки детей с —ƒ¬√ загадочны и противоречивы. »х безрассудство и дезорганизованность — посто€нный источник стресса дл€ самого ребенка, его домочадцев, учителей и одноклассников.

ѕочему он не может сидеть спокойно? ѕочему она ничего не доводит до конца? ѕочему он совершает столько ошибок из-за невнимательности? ќднако в определенное врем€ или в некоторых ситуаци€х дети с —ƒ¬√ выгл€д€т совершенно нормальными. Ёта непоследовательность заставл€ет других подумать о том, что ребенок может контролировать свое несносное поведение, если он приложит больше усилий или если родители или учител€ ограничат ребенка более жесткими рамками. ќднако ни сверхусили€, ни ужесточение правил поведени€ обычно не помогают, потому что большинство детей с —ƒ¬√ уже пытались пойти по этому пути.

ќни хотели вести себ€ хорошо, но недостаточный самоконтроль посто€нно мешал им. ¬ результате они испытывают страдание, стыд и грусть, когда их обвин€ют в невнимательности. «а то, что им не удалось завершить домашнее задание или работу, их могут ругать, наказывать или даже бить.   несчастью, зачастую они просто не понимают, что произошло что-то не так, или что они могли бы действовать иначе. –ебенок с —ƒ¬√ может погружатьс€ в состо€ние разочаровани€ или испытывать чувство безнадежности.

Ќапример, ћиша говорит: «” мен€ нет друзей, потому что € не умею нормально играть.  огда они называют мен€ глупым уродцем или ћишкой-дурачком, € плачу, € просто ничего не могу изменить». “акие высказывани€ оставл€ют мало сомнений в том, что —ƒ¬√ может жестоко поломать всю жизнь ребенка, поглощает колоссальное количество энергии, вызывает эмоциональную боль, снижает самооценку и серьезно ухудшает взаимоотношени€ с окружающими людьми.

ќдна из самых распространенных ошибочных мнений относительно детей с —ƒ¬√ в том, что у них переизбыток энергии, и многие родители и учител€, пытаютс€ направить ее в нужное русло, загружа€ ребенка посещением многочисленных «кружков», спортом, иностранными €зыками и пр. ƒумаетс€, что если энергии слишком много, то растрачива€ ее больше вне школы, на уроках ребенок будет усидчивей и спокойней. Ёто не так! »мпульсивность ребенка и его неусидчивость имеет совсем другие корни!

ƒавайте разберемс€, какие же признаки у —ƒ¬√, как его диагностировать и, самое главное, как помочь ребенку.

ѕризнаки и диагностика —ƒ¬√

ѕервый перечень содержит симптомы невнимательности, слабой концентрации внимани€ и дезорганизованности; второй — симптомы гиперактивности и импульсивности. ќднако сказать, что два основных признака √–ƒ¬ — это невнимательность и гиперактивность-импульсивность, было бы чрезмерным упрощением, так как каждый раздел включает в себ€ много различных симптомов, которые нужно определ€ть и оценивать по-разному.

»так, как же проверить, есть ли у ¬ашего ребенка —ƒ¬√? —уществуют диагностические критерии данного расстройства. Ёти критерии разделены на две группы: симптомы невнимательности и симптомы гиперактивности/импульсивности:

Ўесть (или более) из следующих симптомов невнимательности, сохран€ющихс€ в течение, по меньшей мере, 6 мес€цев; степень про€влени€ симптомов нарушает адаптацию или не соответствует уровню развити€:

Ќевнимательность

(a) „асто не может сосредоточить пристальное внимание на детал€х или совершает ошибки по невнимательности в школьных задани€х, на работе и в другой де€тельности

(b) „асто не может удерживать внимание во врем€ работы или в игре

(c) „асто не слушает то, что ему говор€т

(d) „асто не следует инструкци€м или не может закончить школьное или рабочее задание или не может выполнить до конца повседневные домашние об€занности (не по причине оппозиционного поведени€ или непонимани€ инструкций)

(e) „асто обнаруживает трудности с организацией труда и де€тельности

(f) „асто избегает, не любит или неохотно выполн€ет задани€, которые требуют посто€нного напр€жени€ умственных усилий (например школьные или домашние задани€)

(g) „асто тер€ет вещи, необходимые дл€ работы и другой де€тельности (например — игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты)

(h) „асто отвлекаетс€ на внешние раздражители

(i) „асто забывчив в повседневной де€тельности

Ўесть (или более) из следующих симптомов гиперактивности/импульсивности, сохран€ющихс€ в течение, по меньшей мере 6 мес€цев; степень про€влени€ симптомов нарушает адаптацию или не соответствует уровню развити€:

√иперактивность

(a) „асто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит

(b) „асто встает с места в классе или в других ситуаци€х, когда предполагаетс€ непрерывное сидение

(c) „асто бежит или залезает куда-нибудь в неподход€щей ситуации (у подростков и взрослых может быть ограниченно субъективным ощущением беспокойства)

(d) „асто не может играть или проводить досуг тихо

(e) „асто совершает свои действи€ «на ходу» или «как заведенный»

(f) „асто слишком много говорит

»мпульсивность

(g) „асто начинает отвечать, не дослушав вопроса

(h) „асто не может дождатьс€ очереди

(i) „асто прерывает других или мешает им (например, вмешиваетс€ в разговоры или игры)

»так, подтвердить наличие синдрома дефицита внимани€ и гиперактивности лабораторными исследовани€ми и исследовани€ми головного мозга нельз€, Ќќ существует психологическое исследование, с помощью которого специалист-психолог, проверит внимание вашего ребенка. » результаты теста «скажут» о степени развити€ данного психического процесса. Ёти сведени€, а также тщательный анализ поведени€ вашего ребенка, помогут правильно диагностировать —ƒ¬√.

 ак помочь ребенку с —ƒ¬√?

—амым оптимальным вариантом, €вл€етс€ комплексна€ помощь. Ёто взаимодополн€ющее сотрудничество врача – детского невролога, психолога и родителей. ¬ идеале, в это сотрудничество желательно подключить и учителей ребенка, хот€ бы, на уровне беседы с психологом или родител€ми.  ак же каждый из специалистов поможет вашему ребенку победить синдром дефицита внимани€ и гиперактивности?

¬рач обеспечит ребенку нужное медикаментозное лечение. ƒл€ чего оно нужно? Ћекарства часто помогают управл€ть уровнем химических веществ в мозгу ребенка с —ƒ¬√. Ќекоторые лекарства помогают такому ребенку оставатьс€ сосредоточенным. ¬ результате ребенку легче учитьс€. Ёто также содействует успеху поведенческой коррекции.

ѕсихолог будет заниматьс€ следующим:

1. коррекцией поведени€ ребенка. ѕоведенческа€ коррекци€ помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. —о временем у ребенка могут сформироватьс€ хорошие навыки и улучшитс€ поведение;

2. научит ребенка грамотно планировать свою де€тельность и ставить достижимые цели, доводить начатые дела до конца;

3. поможет нормализовать эмоциональное состо€ние ребенка;

4. коррекци€ внимани€ и пам€ти ребенка как высших психических функций;

5. даст рекомендации родител€м, учител€м по грамотному взаимодействию с ребенком.

–екомендации родител€м

„тобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребенка необходимо боротьс€ еще до того, как он научитс€ ходить, четко разграничива€ целенаправленную активность и бесцельную подвижность.

ѕоскольку врожденные особенности нервной системы не позвол€ют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направл€ть и организовывать с раннего возраста. »менно организаци€ двигательной активности €вл€етс€ фундаментом обуздани€ расторможенности. ¬с€ организаци€ де€тельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществл€етс€ как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи. “аким дет€м очень полезно заниматьс€ ритмикой, хореографией, танцами.

ќчень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинени€ точной цели. ѕостановка цели, действи€ по плану дл€ такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. » так должно быть до тех пор, пока целенаправленна€ активность не станет привычкой.

 огда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занима€ делом в соответствии с возрастом. ѕри этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. ѕоощр€йте ребенка за все виды де€тельности, требующие концентрации внимани€. ќн может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. ѕусть убедитс€, что эти зан€ти€ так же интересны, как и подвижна€ игра. ”сидчивость постепенно станет дл€ него привычкой. ќберегайте ребенка от утомлени€, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтрол€ и нарастанию гиперактивности.

–ежим дн€ гиперактивного ребенка выстраиваетс€ таким образом, чтобы он не позвол€л ему слон€тьс€ без дела. Ѕесцельное врем€препровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.

»злишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетатьс€ с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.

–одител€м и педагогам важно различать патологические про€влени€ в развитии ребенка, св€занные с состо€нием соматического или нервно-психического здоровь€, и индивидуальные особенности его развити€, обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, услови€ми семейного воспитани€ и др. ѕомочь им в этом смогут только специалисты.

≈сли родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требовани€ к его воспитанию, организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучени€ про€влени€ —ƒ¬√ могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка.

ћаме важно пон€ть, что улучшение состо€ни€ ребенка зависит не только от назначаемого специального лечени€, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развити€ психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношени€ к нему.

ѕри воспитании гиперактивного ребенка мама (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, про€влени€ чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состо€нии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкци€ми (наказани€ми).

„астое изменение указаний и колебани€ настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. —опутствующие нарушени€ в поведении поддаютс€ коррекции, но процесс улучшени€ состо€ний ребенка занимает обычно длительное врем€ и наступает не сразу.

—тарайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Ёмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведени€, какими бы незначительными они ни были. ¬оспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и пон€ть ребенка.

»збегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напр€женную обстановку и вызвать конфликт в семье. —тарайтесь реже говорить "нет", "нельз€", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастс€, сделайте это легко, с юмором.

—ледите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. √нев, возмущение плохо поддаютс€ контролю. ¬ыража€ недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

≈сли есть возможность, постарайтесь выделить дл€ ребенка комнату или ее часть дл€ зан€тий, игр, уединени€ (то есть его собственную "территорию"). ¬ оформлении желательно избегать €рких цветов, сложных композиций. Ќа столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. √иперактивный ребенок сам не в состо€нии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

ќрганизаци€ всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. ƒл€ этого вместе с ним составьте распор€док дн€, следу€ которому, про€вл€йте одновременно гибкость и упорство.

ќпределите дл€ ребенка круг об€занностей, а их исполнение держите под посто€нным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. „аще отмечайте и хвалите его усили€, даже если результаты далеки от совершенства.

Ќе надо посещать места больших скоплений людей: рынки, массовые гул€ни€, магазины. ¬о врем€ игр лучше ограничивать чадо одним товарищем, избега€ беспокойных, шумных при€телей. Ќеобходимо вместе с тем давать отпрыску возможность расходовать его бьющую через край энергию, направив ее в мирное русло: полезны длительные прогулки, зан€ти€ ритмикой, танцами, нетравматичными видами спорта, например, плаванием, у-шу.

 линический психолог —итникова јнастаси€

ќригинал psytren.ru

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/ расота и «доровье
ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
—ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку