-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30630
 омментариев: 20048
Ќаписано: 66747

–елиги€ без бога

¬торник, 11 —ент€бр€ 2012 г. 19:36 + в цитатник

Ѕуддизм — древнейша€ из трех мировых религий. ќн примерно на п€тьсот лет старше христианства. —егодн€ каждый седьмой человек на «емле считает себ€ буддистом. ”ченые веками спор€т о том, называть ли буддизм религией. ѕочему? „ему он учит и к чему ведет? Ѕуддизм возник две с половиной тыс€чи лет назад на севере »ндии, где жил и учил мудрец по имени Ѕудда Ўакь€муни. —ам Ѕудда, конечно, не называл свое ”чение буддизмом — это название по€вилось значительно позднее. Ѕудда говорил «ƒхарма». „аще всего это санскритское слово перевод€т как «природа всего сущего» или «каким все €вл€етс€». ƒхарма, или ”чение Ѕудды, — это 84 тыс€чи поучений, помогающих найти путь от страдани€ к ќсвобождению и ѕросветлению, постижению истинной реальности. Ѕудда дал так много поучений, потому что не хотел вводить догму, нав€зывать всем одну и ту же истину. ¬едь от каждой болезни помогает свое лекарство, а разным люд€м подход€т разные способы развити€.

Ѕуддизм — сама€ нерелигиозна€ из мировых религий. Ёто религи€ опыта, а не веры. ¬ буддизме нет бога-творца, соответственно нет ни момента создани€ мира, ни первопричины. Ѕесчисленные вселенные рождаютс€, развиваютс€ и исчезают по своим естественным законам с безначальных времен. Ќет в буддизме и бога-судьи, какой-то карающей и регулирующей силы. ¬се в жизни человека подчинено закону причины и следстви€: то, что мы думаем, говорим и делаем сегодн€, оставл€ет отпечаток в нашем подсознании. ¬последствии эти впечатлени€ созревают и превращаютс€ в при€тные или трудные событи€, и нет необходимости в «высшей личности», котора€ управл€ла бы этим процессом. «акон причины и следстви€ на санскрите называетс€ «карма».
—тату€ Ѕудды Ўакь€муни. японска€ традици€Ѕуддизм — это учение об уме. Ќо ум дл€ буддиста — не только интеллект, способный обрабатывать информацию и раскладывать ее по полочкам. ”м — это то, что воспринимает и осознает. Ёто то, что слушает нашими ушами и смотрит нашими глазами каждое мгновение.  ак ученый при помощи экспериментов исследует мир, буддист на опыте постигает природу ума.
Ѕуддизм никогда не завоевывал себе сторонников «огнем и мечом». ќбычно он распростран€лс€ как интересна€ философи€ в сочетании с умственными упражнени€ми и практичными советами дл€ повседневной жизни. ѕриход€ в очередную страну, он не уничтожал сложившуюс€ там культуру, но приспосабливалс€ к ней, впитывал ее особенности.
»менно поэтому в мире существует много разных «буддизмов». Ѕлагодар€ активности €понских учителей ’’ века мы многое узнали о буддийской школе ƒзэн; нам знакомо словосочетание «тибетский буддизм»; многие читали также о ёжном и —еверном буддизме. ѕредставители этих течений выгл€д€т и ведут себ€ подчас совсем по-разному. ≈сли прийти в группу людей, практикующих ƒзэн, мы увидим комнату, оформленную в минималистическом €понском стиле. Ћюди, одетые в черно-серое, неподвижно сид€т в пр€мой позе медитации очень ровными р€дами. ≈сли кто-либо из них отклон€етс€ от вертикального положени€, тут же по€вл€етс€ монах со специальной палкой и бьет «нарушител€» в особую точку на спине. Ёто не наказание, а помощь в концентрации.

 

 

≈сли же мы окажемс€ в специальном помещении, где практикуют тибетцы, мы не увидим никакого минимализма: зал обычно выкрашен в €ркие, прежде всего красные и золотые тона, насыщен изображени€ми, стату€ми и дарами; монахи одеты в разные оттенки красного; они могут сидеть как хот€т, толкатьс€, сме€тьс€ и даже засыпать во врем€ медитации, и вр€д ли тибетец позволил бы себ€ стукнуть — дикий горец, он дал бы сдачи.
—егодн€ буддизм существует в виде дес€тков разных традиций и школ. »х поучени€ подход€т разным люд€м, но основное содержание буддийского пути неизменно: его методы ведут к освобождению от страданий, внутреннему покою и раскрытию качеств ума дл€ блага всех существ.


Ѕуддизм и свобода

ѕо€вившись в »ндии, буддизм был восприн€т как мировоззрение, несущее свободу и равенство. ƒревнеиндийское общество до возникновени€ буддизма было строго разделено по кастовому признаку. Ћишь представител€м высшего сослови€ — брахманам — было позволено напр€мую обращатьс€ к богам, а люди низшей касты — шудры — не могли даже прикасатьс€ к св€щенным текстам. »ндуистска€ ведическа€ система оценивала человека по его сословной принадлежности и полагала, что даже личные качества определ€ютс€ происхождением.
Ѕуддизм утверждает, что дл€ человека важнее его личные качества и дела, а не происхождение. Ѕуддисты за€вили, что каждый человек, где и кем бы он ни родилс€, обладает природой Ѕудды, то есть может развиватьс€ и постичь природу ума.
»звестен случай, когда один из учеников Ѕудды попросил воды у женщины низкой касты. ќна была потр€сена тем, что монах не брезгует вз€ть у нее воду, и решила, что он не пон€л, с кем имеет дело. ∆енщина начала объ€сн€ть ему, кто она така€, а ученик Ѕудды просто сказал ей: «я же попросил теб€ дать мне воды, а не рассказать, из какой ты касты». Ѕуддизм отверг идею божественной данности каст. ќн открыл двери в свою общину (—ангху) дл€ всех людей, независимо от сослови€, пола, национальности, и провозгласил, что ќсвобождение могут обрести все, кто наделен мудростью и состраданием.

 —вободомыслие буддизма про€вилось и в том, что он помогал люд€м не зависеть от богов и других сверхъестественных существ. Ѕудда выгл€дел достаточно провокационным дл€ своих современников. ќн признавал, что боги существуют, но не приписывал им важной роли в человеческой жизни. ќтрица€ единого творца как первопричину мира, он за€вил, что индуистские боги — просто еще один класс существ. ќни тоже страдают, рождаютс€ и умирают. ќни (как и все остальные) заслуживают сочувстви€, но не могут быть объектом поклонени€.

Ѕез особого восторга буддизм относилс€ и к про€влени€м сверхъестественных способностей. ќднажды Ѕудда встретил аскета, который рассказал, что благодар€ долгой практике аскетизма он развил такую силу, что теперь может ходить по воде. Ѕудда удивилс€: «» стоило ради этого так мучить себ€? ¬едь лодочник вз€л бы за переправу всего один грош!»
¬ теистической культуре, где люди вер€т в бога или богов как в верховную силу, поучени€ Ѕудды сложно было прин€ть и закоренелому духовенству, и определенной части прав€щего класса. Ќо Ѕудду очень уважали, несмотр€ на его критику теизма и кастовой системы. —о временем среди его последователей по€вилось довольно много бывших св€щеннослужителей и кн€зей, которые, преодолев предрассудки, свободно учились вместе с неприкасаемыми.

Ѕуддизм и отказ от насили€

ѕровозгласив принцип непричинени€ вреда существам, буддизм запретил своим последовател€м приносить в жертву животных и крайне неодобрительно относилс€ к разв€зыванию войн. ћногие цари, которые принимали и поддерживали буддизм, отказывались от захватнических походов. —амый известный в этом отношении — јшока (III век до н. э.), третий император индийской династии ћаурьев, который писал: «¬се люди — мои дети».
ƒруга€ надпись, оставленна€ јшокой, гласит: «…¬ любом случае следует почитать чужую веру. ѕоступа€ так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. ѕоступа€ иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой». ¬ этом изречении выражена еще одна важна€ особенность буддизма — отказ от миссионерства, то есть нав€зывани€ своих взгл€дов. –азным люд€м подход€т разные мировоззрени€ и пути. Ќаличие многих религий обогащает мир.
¬о всех странах своего распространени€ буддизм мирно соседствовал с добуддийскими веровани€ми: индуизмом в »ндии, зороастризмом в —редней јзии, даосизмом и конфуцианством в  итае, синтоизмом в японии. √овор€т, что буддизм подобен алмазу: лежа на синей поверхности, он светитс€ синим, на красной — красным, но при этом остаетс€ алмазом. ¬лива€сь в новую культуру и мен€€ внешний облик, буддизм сохран€ет свою сущность.


Ѕудда и ум

Ѕудда не был ни богом, ни сыном бога, ни пророком. ќн был отважным человеком, который, как и все, хотел быть счастливым. ѕервоначально его звали —иддхартха √аутама. ќн искал посто€нного счасть€, которое никогда бы не прекращалось, и нашел его. ¬ возрасте 35 лет он достиг ѕросветлени€. Ѕудда осознал, что его ум ничем не ограничен и может все знать и понимать, он вне времени и пространства.
”м не €вл€етс€ вещью, и это не то же самое, что мозг. ”м не составлен из химических элементов, его невозможно нащупать, найти или исследовать с помощью приборов. ≈го суть не передать словами, но можно постичь на опыте.

 огда —иддхартха познал природу ума, его стали называть Ѕуддой Ўакь€муни, что означает «ѕросветленный из рода Ўакь€». «атем в течение 45 лет Ѕудда передавал свой опыт многим люд€м, помога€ им прийти к такому же состо€нию. ѕотому его и считают выдающимс€ героем, уникальной фигурой в истории религии.

 ак выгл€дел Ѕудда?

Ќа прот€жении двух тыс€ч лет буддизм €вл€етс€ основной религией во многих азиатских странах. ѕо этой причине Ѕудда обычно изображаетс€ с азиатскими чертами лица — с круглой головой, черными волосами и по-восточному раскосыми глазами. Ќо на самом деле он, веро€тно, выгл€дел совсем не так. Ѕудда родилс€ в »ндии, где у людей не было раскосых глаз; кроме того, его предки были довольно светлокожими и сероглазыми, потому что его род Ўакь€ давным-давно пришел в »ндию из ¬осточной ≈вропы — скорее всего, из тех мест, где сегодн€ находитс€ юг ”краины или даже –оссии.
Ќикто точно не знает, как выгл€дел Ѕудда. Ќо можно предположить, что он чем-то напоминал современных южных слав€н.

 ≈сли бы буддизм зародилс€ в –оссии, то Ѕудда, веро€тнее всего, изображалс€ бы с овальным лицом, голубыми глазами и светлыми волосами.  ажда€ культура накладывает свой отпечаток на внешний облик буддизма, но суть его под разными национальными покровами остаетс€ неизменной.

√оворитс€, что Ѕудда обладал 32 большими и 80 малыми признаками совершенства. —реди них длинные мочки ушей, шишечка-ушниша на макушке, могучий торс и многое другое. Ёти признаки по сей день воспроизвод€тс€ при создании статуй и живописных изображений Ѕудды.

 

«ѕутеводитель по буддизму»

"Ѕуддизм сегодн€"

Ѕуддизм.ру

–убрики:  ћир вокруг/ итай, япони€ и т.д.
ѕонимание мира/Ѕуддизм / „ань / ƒзен



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку