-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30642
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66761


ѕройти через горе

ѕонедельник, 15 јвгуста 2011 г. 12:40 + в цитатник

—мерть близкого человека всегда наступает внезапно, даже если ее ждешь и готовишьс€ к ней. √оре слишком широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, и слишком глубоко, чтобы под ним проползти; через горе можно только пройти, — говорит народна€ мудрость. Ќо как это сделать? „то необходимо знать, чтобы справитьс€ с ним, нам рассказал психотерапевт —анкт-ѕетербургского хосписа, профессор кафедры гериатрической психиатрии ѕсихоневрологического института им. ¬. ћ. Ѕехтерева јндрей √Ќ≈«ƒ»Ћќ¬.

“ерапи€ плачем

– јндрей ¬ладимирович, когда человек тер€ет близкого, он не может нормально, полноценно жить дальше, пока не переживет горе.  ак его пережить? „то входит в это переживание, что значит — пережить?

– ѕрежде всего надо знать, что вс€кий стресс со временем проходит благодар€ смене уклада жизни, существовавшего до смерти близкого человека. —ама рана зат€гиваетс€, не спрашива€ нас. Ќо дл€ этого нужно врем€ и помощь — потому что иногда этот процесс зат€гиваетс€, переходит в устойчивую депрессию и становитс€ очень болезненным дл€ человека: пока не изживешь состо€ние боли, ты не можешь владеть собой.

Ќапример, перва€ стади€ переживаний — это шок. ѕомните, как окаменела в шоке жена Ћота, — обернувшись на гибнущий город. Ќо люба€ эмоци€ — чтобы быть пережитой — должна быть выплеснута. ¬ противном случае это грозит неврозом. Ёто как в паровозе: если пару некуда выходить, он ломает механизм. ѕоэтому в это врем€ не следует сдерживать свои слезы — они очищают душу от переживаемого гор€.

¬ старые времена в народе были традиции плача. ќднажды € стал свидетелем, когда мать привезла в сельскую больницу умирающего дес€тилетнего сына. ќн случайно глотнул уксусной эссенции.  огда она пон€ла, что он умер, то закричала, а потом завыла. „ерез несколько минут вой перешел в плач и причитани€: «—иротинушка мо€, €годка мо€, на кого ж ты мен€ покинул… » Ётот плач организовывал пространство боли, вводил в рамки неистовую шоковую реакцию, св€занную со смертью сына. ќна целый час причитала, проговарива€ жизнь ребенка и свое горе, а потом успокоилась и замолчала. ”тром мы увидели совершенно адекватную женщину. ƒа, она потер€ла сына. Ёто ужасна€ боль, но она уже была спокойна и способна делать какие-то дела. » мне кажетс€, утрата народного действа, каким €вл€ютс€ плачи-причитани€, — это очень больша€ утрата, потому что она см€гчала саму боль.

—м€гчить боль может и природа. » если человек относитс€ к природе как к части нашего мироздани€ и части себ€, а себ€ видит частью природы, то он видит в природе вечность, куда уходит его близкий.

¬ русском фольклоре есть песни-плачи, когда умерший отождествл€етс€ с природой. » это очень мощный приток какого-то особого состо€ни€, понимани€, может быть, нерационального, таинства смерти, прин€ти€ ее и смирени€.

ќчень сильную помощь может оказать слово Ѕожие. ќднажды у нас в хосписе умирал отец семейства. „лены семьи наблюдали агонию и не знали что делать. ћы предложили им почитать ≈вангелие. „ерез три часа он умер. ќни выход€т и шепчут: «ќн ушел». Ќо в их глазах не было трагедии и отча€ни€, а только ощущение, что они присутствовали при таинстве. —мерть не напугала их, а, благодар€ словам ¬ечной книги, была восприн€та как переход или рождение в мир иной.

«Ќе спите, побудьте со ћною»

–   кому пойти с диагнозом — «горе»?   терапевту, другу, св€щеннику? ¬рачам надо платить, а денег может не быть, друг и св€щенник могут не пон€ть, не иметь опыта…

– Ќе важно, к кому вы подойдете. ¬ажно, чтобы вы погрузились в другое пространство.  аждый из нас обладает своим личностным временем и пространством. Ќапример, дети (почему старики их так люб€т) живут в другом пространстве и времени — оно т€нетс€ гораздо медленнее, чем у взрослого. «ан€ть врем€ у ребенка — это не значит его обокрасть, а значит идентифицироватьс€ с ним, подсоединитьс€ к нему. » в этом пространстве и времени ты облегчаешь свою душевную т€жесть. –ебенок привлекает к воспри€тию жизни еще и свое воображение — он не скучает. ƒай ему игрушку или расскажи сказку — он переживет целую ситуацию и целую жизнь. ќн не зацикливаетс€ на всех своих печал€х в отличие от взрослых. –ебенок излучает такое количество энергии, которое намного превосходит его собственные запросы в ней. ћы всегда думаем, что родители согревают ребенка. Ќо чаще бывает наоборот — именно ребенок согревает своим душевным теплом родителей и дает силы дл€ жизни.

¬ ситуации гор€ важно, чтобы другой человек сумел вас прин€ть. ѕрин€тие — это сопереживание. Ёто очень непросто. ѕомните у “ютчева: «» нам сочувствие даетс€, как нам даетс€ благодать».

ќднажды мен€ попросили посмотреть больного из одного онкологического госпитал€, который все врем€ плакал. ћы общались с ним часа два. я просто сидел и слушал его. ѕотом его лечащий врач долго расспрашивал, какую психотерапию € применил, потому что больной успокоилс€ и стал адекватен. ќказалось, что этот врач тоже слушал эти жалобы, но думал в это врем€ о каких-то своих делах, хот€ и не спускал с него глаз и ждал, когда тот выговоритс€ до конца.

 огда вас слушают и сопереживают — это особое слушание. ѕотому что берут и кладут себе на спину ваше горе — этот психологический рюкзак. » наступает облегчение.

ѕомните в ≈вангелии, когда ’ристос в √ефсиманском саду страдал и несколько раз просил своих учеников: «Ќе спите, побудьте со ћною» (а они каждый раз засыпали)? “ак вот ≈го слова — эта ключева€ фраза, котора€ дает решение к тому, чем и как помочь другому.

« ачели страдани€»

– Ѕывает, что человек страдает, но при этом как бы не хочет быть утешенным, отвергает утешение, объ€сн€€ себе это разными причинами: не идет к другим — «не поймут», не идет к терапевту — «он деньги берет»... „еловек словно оказываетс€ на качел€х: одна часть сознани€ отталкивает эти воспоминани€, так как они теб€ разрушают, а друга€ прит€гивает, потому что в твоем сознании страдание удерживает теб€ возле любимого. » ты боишьс€ сойти с этих качелей, упасть в пропасть.  ак научитьс€ страдать правильно?

– „тобы «качели» остановились, требуетс€ врем€, вы не можете их ни ускорить, ни затормозить. Ќадо просто доверитьс€ Ѕогу и течению жизни. ѕохожа€ ситуаци€ есть в паллиативной медицине — когда смерть уже предсказуема и ты не можешь спасти больного. «десь нельз€ ускор€ть его уход и нельз€ тормозить.

Ёто относитс€ и к переживанию гор€. ¬едь самое интересное заключаетс€ в том, что если ты переживаешь горе конструктивно, страда€ открытой душой, — оно становитс€ богатейшим духовным опытом. ¬от пример. ќднажды € увидел, как больна€ кривитс€ от боли. «„то у вас болит?» — спрашиваю. «Ќе обращайте внимани€, доктор». «Ќу почему, мы бы дали анальгетик». «ƒоктор, — говорит она, — мне кажетс€, вместе с болью из мен€ выходит все дурное». Ѕоль и страдание, когда человек открываетс€ страданию дл€ очищени€, станов€тс€ искуплением, сама боль €вл€етс€ предвестником какого-то нового, более возвышенного состо€ни€. ≈сли бы вы видели, какие совершенно св€тые и необыкновенно прекрасные глаза у только что родившей женщины, хот€ до этого она безумно страдала, вы бы мен€ пон€ли.

— другой стороны, причиной зат€нувшихс€ колебаний «на качел€х страдани€» может быть и стремление к самонаказанию, нераска€нное чувство вины перед ушедшим. ¬ этом случае может быть необходима помощь психотерапевта.

ћногим люд€м в этой ситуации помогает, когда они пишут письма своим усопшим, дел€сь своими обидами, прос€т прощение и так далее. ” одного психотерапевта был такой случай.

ћолодой человек поссорилс€ с отцом, который вскоре умер. ∆ив€ в другом городе и не успев с ним помиритьс€, сын начал испытывать чувство вины, что не успел попросить у отца прощени€. ќн стал неосознанно искать смерти — быстро ездить на машине, прыгать с парашютом… ¬ психологии это называетс€ пассивным суицидом. ќднако ему становилось все т€желее на душе. » вдруг он получил письмо от отца, которое было написано перед смертью, но отчего-то задержалось. ќтец писал что-то обычное, но было пон€тно, что он не сердитс€ на сына. ¬рач порекомендовала сыну написать ответ отцу. “от так и сделал (письмо зан€ло несколько страниц) и сн€л свой зат€нувшийс€ стресс.

ј кто-то пишет книги. » как бы литературно, уже в пам€ти воплощаютс€ в жизнь ушедшие люди. «десь вопрос в конструктивном и деструктивном горевании. ќно деструктивно, когда человек доводит себ€ на этих «качел€х» до психоза и депрессии. ј конструктивно — когда находит правильное применение своему горю. ѕотому что горе неоднозначно, вы не просто так печалитесь, вы еще обвин€ете себ€, что недостаточно оказали внимани€ этому человеку, и испытываете чувство вины. ¬ это врем€ нужно найти работу дл€ своей души. ƒуша не должна костенеть в этом горе, она должна творчески развиватьс€ дальше и искать поле де€тельности, новую сферу применени€ своей любви. Ёто, например, могут быть дела милосерди€, это может быть молитва о другом, болеющем так же т€жело, как ваш близкий человек.

¬от вам пример. ќдин молодой человек, лидер по характеру, жил со своей матерью, тоже человеком сильным и властным. ќни посто€нно ругались.  азалось, нет людей, более не понимающих друг друга. —ын даже не женилс€, рассужда€: как € приведу в дом жену, котора€ не найдет общего €зыка с матерью. ∆дал, что мать умрет, тогда он и устроит свою жизнь. Ўло врем€, она все жила, цепл€€сь за жизнь и счита€, что, пока жизнь ее сына не устроена, она не уйдет.

 огда она умерла, он почувствовал ужас, что у него никого ближе матери-то и не было. „то, несмотр€ на все споры, ругань, грубости и борьбу за лидерство, они очень любили друг друга. Ётот ужас поверг его в такое отча€ние, что он был готов наложить на себ€ руки. ѕотом вдруг кто-то предложил ему поработать в доме престарелых. ќн стал ухаживать за старушками, старичками, пыта€сь через них отдать тот долг, который он считал своим долгом перед матерью. » вышел из своего тупика.

–  ак человек может пон€ть, что в своих переживани€х он деструктивен, что подступил к той черте, за которой начинаетс€ болезнь?

– “очно определить это могут только психиатры. ќбычно триада депрессии выражаетс€ в заторможенности мысли, заторможенности чувств (тоска) и заторможенности волевой сферы, психомоторики — когда человек скован, анемичен. ѕлохой признак, когда депресси€ сопровождаетс€ чувствами личной малоценности и виновности. «десь нужен совет психиатра.

∆изнь — это ритм

– –аньше у человека был ритуал: траур на определенный срок, когда люди не показывались в публичных местах, определенным образом одевались. ƒл€ переживани€ гор€ были некие формы, которые были одобрены обществом и внутри которых человек чувствовал себ€ защищенным, сориентированным. “еперь все размыто, не знаешь, как вести себ€ на работе: грустить — вроде нарушать общую атмосферу, не грустить — оп€ть могут не пон€ть. » люди задвигают свои чувства, потому что не знают, как их правильно выражать.  ак не зависеть от мнени€ окружающих?  ак быть в правде со своими чувствами?

– ћне кажетс€, что, если бы окружающие люди понимали значимость переживаний, депрессии, они давали бы горюющим возможность быть самими собой. ¬едь мы же все врем€ носим какие-то маски и пытаемс€ соответствовать им. ј то, что хорошо дл€ толпы, плохо дл€ личности. ≈сли вы хотите рыдать, то рыдайте. ћне кто-то рассказывал, что просто не мог сдержать слез — умирала жена, и когда коллеги спрашивали, гл€д€ на его красные глаза, он говорил: это аллерги€, не обращайте внимани€.

¬месте с тем часто, когда мы горюем, то забываем, что жизнь — это ритм.  ак вдох-выдох, прилив-отлив. » это неправильно, если мы рассуждаем: « ак € поеду на природу или пойду в гости, когда умирает близкий?!» ≈сть врем€ ухаживать за умирающим, есть врем€ отдыхать от этого ухода, причем так, как нравитс€ этому человеку.

¬ отношении того, как вести себ€ окружающим, думаю, ценно просто дружеское молчание, со-чувствие, со-переживание, понимание того, что происходит с этим человеком.

¬ерность прошлому или отказ от жизни?

– ≈сть выражение — нельз€ жить прошлым, надо жить дальше. Ќекоторых это смущает, они считают, что выйти замуж (женитьс€) — это измена прошлому. » даже когда создают новые семьи, часто сравнивают нового супруга с прежним, и семьи распадаютс€. „то значит — жить дальше?

– ” одного человека умерла жена, и он осталс€ с ребенком п€ти лет.  огда через некоторое врем€ ребенок спросил: «√де мо€ мама?» — отец ответил: «ќна умерла». –ебенок задумалс€, а потом сказал: «“огда нужно новую маму». ∆естоко? Ќо жизнь не может сто€ть на месте. ”мирает отец — ребенок выбирает себе д€дю или друга. ”мирает мать — выбирает тетю, находит черты матери среди окружающих.

≈сть преданность пам€ти, когда мы остаемс€ верны ушедшему человеку. Ќо не все это могут. Ќова€ встреча часто неизбежна. Ѕывает и по-другому, что человек, хран€щий верность умершему супругу, и при его жизни был достаточно одинок. ѕросто его потребность в люд€х невелика, и верность тут ни при чем. » когда такой человек тер€ет супруга, он вс€чески украшает его в своих фантази€х. Ќо это больше именно фантазии, чем реальность.

– ѕо статистике, самый сильный страх, который испытывают сегодн€ люди, — страх потери близких.  ак приготовитьс€ к естественной смерти близкого?

– ¬о-первых, создать духовные отношени€. ќдно дело, когда отношени€ с близкими про€вл€ютс€ в виде чувств, а другое дело — когда состо€ние взаимопонимани€ и любви дает то ощущение вечности, миг насто€щего прошлого и будущего. “ы входишь в состо€ние любви, где существует только насто€щее. ѕрошлого уже нет, будущее еще не наступило. ≈динственный общий рецепт — это обращение к Ѕогу. ≈сли ты довер€ешь своего любимого человека Ѕогу, то ты молишьс€ вместе с ним, молишьс€ за него как за себ€, и тогда этот страх уходит. ¬спомните случай, когда преподобный —ерафим —аровский предложил своей духовной дочери ≈лене попросить у √оспода смерти и умереть вместо своего брата — ћотовилова. “ак и случилось.

– “ер€€ своего близкого, многие уход€т в обр€д, посто€нно ход€т на кладбище, чтобы быть «ближе» к усопшему. –азве така€ зацикленность не опасна?

– ћне рассказывали, что одна женщина каждую субботу ходит на кладбище к мужу. ќна говорит, что он знает все, что творитс€ на земле, и она как бы получает его советы. ¬ остальные дни она была совершенно адекватна. Ёто длитс€ уже п€тый год. ќна объ€сн€ет, что так ей хорошо, и она ничего больше не хочет. ƒрузь€ не смогли ее переубедить.

≈сть такое пон€тие — оба€ние скорби.  огда ты входишь в ритуал, тебе самого себ€ жалко, жалко весь мир, жалко ушедшего человека, которому ты остаешьс€ верен и т.д. ѕри этом ты как бы обижен миром, судьбой, и на самом деле ты просто уходишь, отказываешьс€ от жизни.

¬ юности € считал, что уж если любишь, то нужно сохран€ть верность супругу до своей смерти. Ќо потом пон€л, что это неправильно. “ут смысл даже не в том, чтобы об€зательно искать себе замену в виде новой возлюбленной. ¬ажно, чтобы тво€ личность, тво€ жизнь развивались. ¬едь жизнь — это творчество.

Ћюбовь по-разному про€вл€етс€. √лавное — найти дл€ нее творческое самовыражение. Ёто может про€витьс€ и в уходе за могилой. ƒаже когда крошками корм€т голубей на могиле, твор€т какое-то милосердие дл€ малых сих. »ли когда сажают цветы — украшают ту частицу земли, котора€ св€зана у нас с пространством любимого человека. ”красить пространство любимого человека — разве не в этом была цель жизни, когда мы жили вместе с ним?

јндрей ¬ладимирович √Ќ≈«ƒ»Ћќ¬ родилс€ в 1940 году в Ћенинграде. ќкончил Ћенинградский педиатрический институт, после ординатуры переквалифицировалс€ в психиатра. ƒоктор медицинских наук. –аботал в ѕсихоневрологическом институте им. ¬. ћ. Ѕехтерева, в ќнкологическом институте. ¬ 1990 году основал хоспис в поселке Ћахта под —анкт-ѕетербургом.ток.

»з выпуска от 10-08-2011 рассылки «Ѕиблейский сюжет»

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/ расота и «доровье
ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие


ѕроцитировано 3 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку