-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


 ак победа в войне изменила наше сознание

—реда, 25 ћа€ 2011 г. 13:31 + в цитатник

»з фильмов, книг, пропаганды, школьных уроков и семейных историй складываетс€ образ ¬еликой ќтечественной. „то значит дл€ нас эта война спуст€ 70 лет после ее начала?

ЌјЎ» —ќЅ≈—≈ƒЌ» »:
Ћев √удков - социолог, руководитель Ћевада-÷ентра (www.levada.ru).
ћари€ “имофеева - психоаналитик, член ћеждународной психоаналитической ассоциации.
ћихаил  алужский - журналист, автор документального спектакл€ «√руз молчани€» по книге бесед израильского психолога ƒана Ѕар-ќна с детьми нацистских преступников.

Psychologies: ќ чем мы на самом деле говорим, когда вспоминаем войну?

Ћев √удков: ћы говорим не о самой войне, а о победе. јбcолютное большинство росси€н считают победу в войне главным событием нашей истории. —егодн€ мы имеем дело не с живой пам€тью – свидетелей почти не осталось, – а с мифом, идеологической конструкцией: триумф в войне подаетс€ как триумф советского режима, и он оправдывает репрессии, голод, коллективизацию. “акой взгл€д воспроизводитс€ всеми государственными институтами: пропагандой, ритуалами, школой, искусством.

¬ результате пропаганды ¬елика€ ќтечественна€ война в сознании росси€н полностью заслонила мировую. ƒве трети тех, кого мы опрашиваем, говор€т, что мы победили бы и без помощи союзников: мы ни с кем делитьс€ триумфом не хотим. Ќо есть и друга€, темна€, повседневна€ сторона существовани€ на войне – это опыт солдата, опыт существовани€ в экстремальных услови€х страха, гр€зи, боли, т€желейшего труда, бесчеловечных отношений. ќна вытесн€етс€ в коллективное бессознательное.

ћари€ “имофеева: ѕри —талине о войне старались забыть, вообще вычеркнуть ее. ‘ронтовики молчали: бо€лись, не хотели вспоминать...  огда же спуст€ 20–30 лет они начали говорить, то уже в рамках мифа, а не личного опыта.

Ћев √удков: √осударственный культ победы и, соответственно, миф о войне возникли только в 1965 году, когда после прихода к власти Ѕрежнев сделал ƒень ѕобеды праздничным днем. ѕараллельно стал складыватьс€ €зык частного существовани€, на котором можно было рассказать об экзистенциальном опыте, о страхе перед смертью. ќчень большую роль в возникновении этого €зыка, сыграли кино и литература – √ригорий Ѕакланов,  онстантин ¬оробьев, ранний ёрий Ѕондарев, ¬асиль Ѕыков… “огда начал находить выражение индивидуальный опыт со всеми страст€ми, комплексами, с невыразимыми чувствами и этическими коллизи€ми. Ќо в государственный военный канон эта часть опыта никогда не входила.

Psychologies: ѕочему именно та победа и в последние дес€тилети€ стала стержнем национального самосознани€?

Ћев √удков: „ем сильнее мы ощущаем свою неполноценность, тем острее чувствуем гордость за победу – а сегодн€ никаких особенных достижений нет, гордитьс€ нам нечем. Ќа этом фоне победа – главный символ-опора дл€ страны. ќна блокирует осознание и исторического опыта, и морального опыта людей на войне. Ёто средство переосмыслить цену войны, цену победы и, конечно, ответственность руководителей государства за разв€зывание войны. ѕочему мы не в состо€нии поверить в то, что могли победить меньшей кровью? ѕотому что число погибших €вл€етс€ одним из компонентов сакрализации победы. » когда вы€сн€етс€, что у немцев в четыре раза меньше человеческих потерь, возникает реакци€ вытеснени€. “от факт, что ———– и гитлеровска€ √ермани€ были союзниками и начали эту войну вместе, вытеснен полностью из сознани€ росси€н. Ќо понимание, что на нас напали, миф, что мы жертва, оправдывает нас как народ, а победа возвышает нас в собственных глазах, придает нам значимость и ценность.

Psychologies: ћихаил, суд€ по вашему спектаклю «√руз молчани€», сегодн€ в обществе есть огромный интерес к частному опыту переживани€ войны...

ћихаил  алужский: Ёто так. ћы видим гигантский разрыв между массовым идеологизированным воспри€тием истории и острым частным интересом к индивидуальному опыту той войны. ћы живем в ситуации тотальной нехватки информации о том, что же, собственно, происходило в 1941–1945 годах. јрхивы не раскрыты, мы не знаем точное число воевавших и погибших.

„астный человек, пережива€ свою семейную историю как историю драмы, трагедии, расставаний, очень хочет рассказать об этом. Ќа обсуждени€х, которые проход€т после каждого спектакл€, зрители с ходу начинают рассказывать личные истории. ѕотому что, в общем-то, такого места, где можно рассказать о судьбе своей семьи или обсудить и осмыслить прошлое, не существует. ѕопыток сделать самого себ€ субъектом исторического повествовани€ почти нет. ј потребность в этом огромна€. ” каждого из нас есть сво€ истори€ о войне, об эвакуации, о немецких и наших лагер€х, о заградотр€дах, о том, как это было на самом деле и о чем не пишут в учебниках истории.

Psychologies: ѕочему так важно говорить об этом?

ћари€ “имофеева: ” мен€ был пациент, фронтовик. ћы с ним сделали в разговоре очень много кругов, прежде чем он наконец рассказал свою историю. ¬ начале войны он попал ногой в гусеницу своего танка, оказалс€ в госпитале и все – больше он не воевал. » он всю жизнь сомневалс€ – специально он это сделал или ранение было случайным? ќн был рад, что осталс€ жив, и почти п€тьдес€т лет жил с разрушающим его чувством вины за эту радость. ƒо встречи со мной он никогда не говорил об этом.

ƒл€ психоаналитика прошлое почти полностью определ€ет психический склад человека: чтобы начать жить полной жизнью, нужно проговорить, проанализировать собственное прошлое. „еловек, переживший травму, чувствует зыбкость быти€, живет с ощущением, что нет ничего надежного, ничего усто€вшегос€, ни в чем нельз€ быть уверенным. ѕроходит врем€, и в его жизни вдруг происходит что-то, чему он не находит объ€снени€. ” него могут возникать болезненные симптомы, состо€ни€, и он не понимает, откуда они. Ёто касаетс€ не только тех, кто пережил войну, но и их потомков – происходит трансгенерационна€ передача травмы.

Ћев √удков: ѕоследстви€ военного опыта, если он не был проработан и осмыслен, про€вл€ютс€, например, в огрублении, неспособности к сложным формам взаимодействи€ с другими людьми, в вытеснении любых сложных представлений. Ќормой становитс€ очень примитивное разделение на своих и чужих, почти племенное сознание: свои всегда правы, чужие всегда враги. ¬от эта неспособность к пониманию или даже к учету точки зрени€ другого – крайне важное последствие канонизации €зыка войны, €зыка насили€.

Psychologies: ѕочему в 80–90-е годы, когда были еще живы многие свидетели, когда открывались архивы, правда человека на войне не стала частью общественных представлений?

Ћев √удков: „тобы это произошло, нужны личности, обладающие авторитетом, к которым бы прислушивались; нужны средства анализа прошлого, общественные институты, которые бы санкционировали анализ, задавали его рамки – вот это травма, это преступление, это ошибка. Ќо в нашем обществе этого не было и нет.

ћихаил  алужский: ” нас суженное, иррациональное воспри€тие истории… ¬ государстве действует така€ извращенна€ логика, по которой если развенчать мифы или признать сталинские преступлени€, то мы сегодн€шние почувствуем свою ущемленность, ущербность.

Ћев √удков:  оллективна€ реакци€ на историю войны – «мы очень мало знаем об этом, и надо забыть об этом, потому что нельз€ разобратьс€, кто прав, кто виноват…» ƒл€ массового сознани€ сегодн€ характерно отсутствие механизмов, которые могли бы фиксировать прошлое: не мифическое, а реальное. ¬ результате у большинства наших сограждан очень короткий временной горизонт: многие не помн€т, что было п€ть лет назад, и не планируют свою жизнь больше чем на полгода вперед.

Psychologies: Ќо, согласитесь, когда пишут «—пасибо деду за победу!» и прив€зывают к машинам георгиевские ленточки, в этом есть что-то позитивное. ¬ чем на самом деле нуждаютс€ те, кто так поступает?

ћари€ “имофеева: ” всех нас есть потребность в хорошей идентификации, в принадлежности к чему-то, чем можно гордитьс€. Ќо в нашей стране идентификаци€ невозможна, потому что в роли «хорошего объекта» оказываетс€ ложна€, неприемлема€ конструкци€. ¬едь и этнос, и государство бессознательно воспринимаютс€ нами как род и семь€. » что же это за семь€? Ёто така€ семь€, котора€ пожирает своих детей, это така€ мать, котора€ отправл€ет своих детей на смерть? »ли это прекрасные родители: сильные, замечательные, победившие в самой страшной войне? ≈сть такой образ этноса как шатра с шестом посередине, на котором все держитс€: это может быть вера, вождь, иде€. ј у нас этого шеста нет. «а что мы можем, собственно говор€, ухватитьс€? “олько за √агарина и за ќтечественную войну.

ћихаил  алужский: ѕов€зать георгиевские ленточки – это ритуал, вроде как болеть за национальную сборную по футболу. Ќо нар€ду с этой страстью к внешним атрибутам национального единства в последние годы отчетливо видна мода на все документальное. ќдин из главных хитов минувшей зимы – впервые опубликованные блокадные заметки Ћидии √инзбург. Ёто показывает огромную потребность в свидетельствах, в личной истории .

Ћев √удков: ѕатриотические чувства совершенно естественны. ѕлохо, что вокруг войны не возникает других символов, кроме как торжества над √ерманией и вообще над «ападом.

Psychologies: ¬озможно, √ермании было проще: она была носителем зла, ей было за что ка€тьс€. ј как быть нам, которые были и агрессорами, и жертвами в этой войне, и победител€ми, которые живут хуже побежденных?

ћари€ “имофеева: ѕоколение участников событий не способно работать с травмой. »х дети (второе поколение) ощущают травму через родителей, и дл€ них обычные человеческие блага станов€тс€ гораздо более ценными, чем могли бы быть. “о есть просто выжить, просто жить нормальной жизнью. “ретье поколение уже отстоит от травмирующих событий на больший промежуток времени – у него может хватить психических сил дл€ того, чтобы иметь дело с тем страшным опытом, о котором второе поколение хотело забыть. » вот «внуки» войны спрашивают «детей»: « ак вы жили? √де вы были в эвакуации? ј была ли у вас еда? ј что там было?» » в ответ слышат: ««ачем тебе это надо? ћы про это забыли, мы этого не помним».

Ћев √удков: ” нас есть только один путь – говорить о прошлом. ѕризнать, что преступление других не €вл€етс€ оправданием дл€ нашего народа. –ационализаци€ победы, основанна€ на неправде, приводит к тому, что мы начинаем видеть мир черно-белым и не способны учитывать опыт других, непохожих на нас людей. Ќадо старатьс€ понимать другого, принимать его точку зрени€. Ќо дл€ этого должен быть все-таки интерес к другому, а не воспри€тие его как чужого и враждебного.

Psychologies: Ќо слово «преступление» с ¬еликой ќтечественной войной не св€зывают вообще...

Ћев √удков: ѕотому что мы имеем дело с культом победы. „ем выше ранг этого символа и торжества, тем сильнее вытесн€ютс€ все травматические последстви€ и тем выше агрессивность в обществе. ” нас уровень агрессивности в отношени€х очень высок. » это пр€мое следствие непроработанности т€желого опыта.

Psychologies: „то можно сказать человеку, которого это беспокоит, кто про это думает, кто хочет вы€снить каким-то образом свои отношени€ с прошлым?

ћари€ “имофеева: — точки зрени€ психолога, отказ от части собственной души никогда даром не проходит. ћы всегда чем-то за это платим. Ќапример, недостаточной самореализацией или «уплощением» своего существовани€. ¬ любом случае жизнь будет менее полной, менее насто€щей, будет происходить на другом уровне функционировани€. ’от€ кому-то жить в неведении спокойней, разбиратьс€ в прошлом бывает слишком больно.

Ћев √удков: «наете, изменени€ в обществе происход€т тогда, когда они усваиваютс€ женщинами, вход€т в женское сознание. я говорю о ценностных изменени€х, которые они передадут своим дет€м, о переменах в отношени€х людей. ѕоэтому так важно, чтобы женщины это понимали: если мы не станем работать с прошлым, оно будет нас преследовать.
 



»з выпуска от 20-05-2011 рассылки « ак пережить кризис?»

–убрики:  ћир вокруг/“ака€ жизнь
ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку