-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30642
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66761


ѕол€рное си€ние

„етверг, 07 јпрел€ 2011 г. 19:10 + в цитатник

Ўестицилиндровый оппозит клокочет за спиной, наполн€€ тесный кокпит хриплым «голосом», над головой беснуетс€ тоненький брезентовый «зонтик». я за рулЄм Porsche Boxster Spyder! —н€ть бы крышу да насладитьс€ природой и рЄвом двигател€ без вс€ких «посредников». Ќо, увы, € не в Ќицце и не в  алифорнии, а в 300 километрах к северу от ѕол€рного круга, на замЄрзшем озере неподалЄку от городка »вало. „Єрт, вот занесло!

”величить
«анесло… ќстанавливаюсь и снова пытаюсь покорить коварный среднемоторный родстер.  то только додумалс€ выпустить 320-сильный заднеприводный Boxster на голый лЄд? Ќеужели владельцы Porsche когда-нибудь езд€т в таких услови€х? ≈зд€т!  ак минимум каждой зимой, приезжа€ в ‘инл€ндию на один из самых интересных водительских тренингов в мире – Porsche Ice-Force. » € стал одним из счастливчиков, попав в последнюю в этом сезоне волну слушателей.

”величить
„Єтка€ организаци€ – визитна€ карточка курсов Porsche.  ажда€ смена машин или парковка перед обедом – всЄ по строгому сценарию.  ажда€ группа становитс€ в колонну за своим инструктором. » так во всЄм

ћне действительно повезло. Ќа курс Ice-Force может попасть только тот, кто прошЄл хот€ бы одну из более простых программ – либо базовую Camp в јвстрии, либо продвинутые Camp4/Camp 4S в ‘инл€ндии. ƒл€ четверых российских журналистов сделали исключение, грозно наказав прислать только тех, кто не разложит «ѕоршаки» по сугробам и не намотает их вокруг деревьев. ¬ общем, напугали нас ещЄ до начала меропри€ти€.

”величить
¬ один из дней произошЄл курьЄз. Ќаш автобус застр€л в безобидной проталине и пару километров пришлось топать пешком. Ќо прогулка по свежему воздуху и чистому снегу была только в радость

Ќо уже в аэропорту »вало напр€жение спало. јвтобус с гордой наклейкой Porsche Driving Experience в аэропорту был забит под зав€зку, а, значит, будет кому «отличитьс€» и помимо нас. ќт желающих отбо€ нет! ќчередной «заплыв» – и очередные 40 человек. » все они не только успешно завершили предыдущие испытани€, но и заплатили в кассу немецкого производител€ по 5,5 тыс€ч евро. —умма немаленька€, если учесть, что за первый курс надо отдать 2 тыс€чи. » за что такие деньги? ѕопробуем разобратьс€!

”величить
Ќа всех машинах были установлены специальные шины. Ёто Nokian Hakkapeliitta 7, но ошипованна€ 120-ю 4-миллиметровыми шипами, а сама смесь м€гче, чем у дорожной «’акки 7». ѕроблемы с покрышками чаще всего сводились к большой потере шипов, поэтому с этого года изменили форму шипа и теперь сажают их на клей

Ѕрифинг утром первого дн€ был кратким и Ємким – никаких основ, только непосредственно то, на чЄм следует заострить внимание в предсто€щих упражнени€х.  ороткие и нагл€дные ролики, демонстрирующие возникновение недостаточной или избыточной поворачиваемости, ликбез по трансмиссии Porsche Traction Management (PTM) на полноприводных машинах. ѕредполагаетс€, что люди, приехавшие на Ice-Force, уже в курсе аспектов вроде посадки за рулЄм, траектории движени€, техники рулени€ и прочих азов.

”величить
Ќаверное, именно так может выгл€деть автомобильный рай...

“ак и есть. Ќо когда автобус привЄз нас к невзрачному ангару, а инструкторы открыли ворота, все ахнули. ÷елый гараж Porsche!   счастью, нас распределили по группам и присвоили номера машин ещЄ до выезда из отел€. »наче можно битый час выбирать, что больше нравитс€. ¬ыбор сводилс€ к четырЄм модел€м: Boxster Spyder, 911 Carrera S со спортивным пакетом и «аэро-китом» в стиле GT3 и полноприводные 911 Carrera 4S и 911 Turbo. ¬се оснащены фирменным «роботом» PDK. ¬о-первых, работает он настолько хорошо, что никака€ «механика» не нужна (в этом мы убедились, тестиру€ 911 и Panamera Turbo в ћоскве). ј, во-вторых, не нужно отвлекатьс€ на лишние манипул€ции педал€ми, можно сосредоточитьс€ на других вещах.

”величить
ѕервым мне досталс€ 911 Turbo. ќх, € бы предпочЄл версию попроще дл€ знакомства с «911-м» на льду. 500 сил и 650 Ќ∙м крут€щего момента (700 – в режиме overboost) – тут уже не до шуток. ¬прочем, дополнительную уверенность мне придавал опыт, полученный недавно в школе quattro и во врем€ ледовой гонки Mazda MX-5 Ice Race. јналогий со школой quattro не избежать – слишком похожи услови€. ѕервое упражнение даже на Porsche Ice Force – это всЄ тот же слалом. Ќет ничего лучше, чтобы почувствовать машину и быстро «вкатитьс€» в ритм. ќтключаем систему стабилизации (PSM), поехали! ”дивительно, но 911 Turbo оказалс€ весьма дружелюбным и отнюдь не «сожрал» мен€ за две минуты. я даже пожалел, что Turbo досталс€ мне именно на это испытание. ѕотому что после «змейки» мы пересели в 911 Carrera 4S.

”величить
ѕеред каждым новым упражнением или очередной трассой  контрольна€ пара проездов за инструктором, а затем свободное плавание. ¬ случае ошибки последует немедленный комментарий по рации

–азметка – обычна€ «восьмЄрка». Ќо ехать нужно посто€нно в заносе, использу€ «хлыст» при смене направлени€ движени€. —начала получаетс€ рвано – то просто прокатываешьс€ без скольжений, то угол избыточен, то «перекладка» не воврем€. Ќо стоит проехать несколько раз, и едешь так, будто всю жизнь только этим и занималс€. Carrera 4S – весьма послушный автомобиль. Ќачинаешь задумыватьс€, а что же такого сложного в заднемоторной компоновке?

”величить
» тут – словно ушат холодной воды на голову! «аднеприводный 911 Carrera S с 408-сильным мотором. «адача – ехать по кругу в непрерывном скольжении. ѕомнитс€, и на Audi A4 quattro это вызывало некоторые трудности, но что творил этот красный «л€гушонок»… „уть перебор с газом – моментальный разворот, без вариантов. „увствуешь себ€ «чайником».   счастью, происходит всЄ это лишь на глазах у нашей группы (три машины, в каждой по два человека) и инструктора.

”величить
ћести хвостом весело, но неэффективно. я задал яну  элмару тот же вопрос, что и ≈вгению ¬асину  шеф-инструктору школы quattro: «ƒл€ чего такие глубокие углы, если это неэффективно?» ќтвет был аналогичным: «„тобы понимать, как себ€ ведЄт машина в таких режимах и что даже из глубокого заноса можно выйти»

ѕомогло неожиданное решение – € иначе расположил ногу на непривычной напольной педали газа, чтобы точнее дозировать усилие. » выбрал вторую передачу, чтобы избежать резкого скачка т€ги при переходе «вниз». ¬тора€ попытка – как по маслу. —лышу в рацию голос инструктора: «ѕохоже, мне пора мен€ть работу». Ќашего наставника € запомню надолго. ƒатчанин ян  элмар не только опытный пилот в гонках на выносливость и владелец пары команд (одна из которых готовит сейчас два Lotus Evora дл€ серии ILMC), но и прекрасный педагог.

”величить
Ќик и ян (справа)  главные действующие лица нашего курса Ice-Force.  стати, два инструктора на группу  это новшество дл€ Ice-Force. –ешение удачное  дл€ большинства упражнений нас разбивали на 2 подгруппы, причЄм конкретно с нами всегда оставалс€ ян. Ћюбима€ машина яна  Porsche 911 GT3, а из тех, на которых мы ездили,  911 Carrera 4S. —ам он при этом, правда, рассекал на Turbo. ѕоложение об€зывает

“емперамент – совсем не нордический, как будто и не скандинав вовсе. —воими шутками и комментари€ми он настолько зар€жал энергией, что можно было запитать весь »вало. «√аз-газ-гааааз-гааааз, да-даа!» – без умолка трещала раци€. Ћюбит ян пройтись и по коллегам: «Ёто немецкое меропри€тие, не смейтесь так много». ƒосталось и голландцам: «ѕомните, только плохим водител€м выдают жЄлтые номера». », хот€ на ужине ян продолжал «жечь глаголом», всЄ же было видно – выкладываетс€ он по полной и сильно устаЄт. Ќемудрено, ведь он провЄл уже 16 групп Ice-Force за те три года, что существует эта программа, а наша стала дл€ него шестой подр€д. “ак или иначе, любое его по€вление мы встречали неизменной улыбкой.

”величить
ян с нами возилс€, как с детьми. ћог прокатить сам (кстати, на  айене это просто незабываемые впечатлени€ из-за того, что сидишь на метр выше, а едешь точно так же боком!), а мог следовать за машиной и комментировать по рации все действи€

¬торой день программы был посв€щЄн… ралли! ¬прочем, это не удивл€ет, когда узнаЄшь, что как минимум половина инструкторов пришла именно из этой дисциплины автоспорта. Ѕрифинг включал в себ€ основные правила составлени€ стенограммы. ќказываетс€, днЄм мы должны «прописать» два спецучастка, а ехать по ним предсто€ло уже в тЄмное врем€ суток. ѕричЄм с учЄтом времени прохождени€. ƒа уж, ещЄ одно новое испытание.

”величить
Ѕольшинство европейских владельцев Porsche €вно приехали покуражитьс€  чай не каждый день в —таром свете по льду ездишь. ѕриезжа€ на «кофе-брейк» дл€ смены машин, мы в 90% случаев натыкались на открытый люк, большой угол наклона спинки водительского кресла, включенную музыку и климат-контроль, установленный на 17-18 градусов. ¬идимо, жарко было крутить рулЄм при глубоких и бесполезных углах заноса. „то ж, у каждого свой кайф

Ќо сначала – повторение пройденного. ќп€ть начинаем с 911 Turbo, но уже не на упражнени€х, а на ходовой трассе. “ы ограничен только брустверами и пластиковыми ограничител€ми в некоторых поворотах, делай что хочешь. ≈хать на 911-м намного интереснее, чем на той же Audi A4 quattro! ћотор, расположенный сзади, позвол€ет эффективнее использовать его дл€ прохождени€ поворотов. —брос газа, и «корма» тут же уходит в скольжение, угол которого легко корректируетс€. ∆мЄшь газ в пол, руль в сторону заноса – и машина расшир€ет траекторию. ¬нутрь – сужает. » всЄ это при неизменном давлении на педаль. Ёлектронный мозг PTM самосто€тельно решает, куда и сколько направить крут€щего момента, причЄм трансмисси€ способна отправить 100% т€ги хоть на переднюю ось, хоть на заднюю. ѕо сути, один раз поставив 911 на пусть истинный, ведЄшь его дальше газом. ќтпад!

”величить
 ажда€ машина накрутила за три дн€ почти шесть сотен «боевых» километров.   счастью, брустверы были очень м€гкими, поэтому даже глубокие вылеты заканчивались лишь «накормленным» снегом передним бампером. Ћюбопытно, что пробег «школьных» Porsche колебалс€ от 2 до 34 тыс€ч километров. ¬идимо, выдерживают повышенные нагрузки без особых проблем

ѕричЄм реакции абсолютно предсказуемые. ƒаже при, казалось бы, критическом угле заноса, когда теб€ неизменно развернЄт или ткнЄт носом в сугроб, дожимаешь газ при выкрученном руле, и «911-й» уводит «морду» от бруствера. —начала в это т€жело поверить, но со временем мы привыкли и всЄ активнее пользовались широчайшими возможност€ми машины.  стати, на 911 Carrera 4S полный привод аналогичен модификации Turbo. ј на льду т€ги за глаза хватает и у атмосферника.

”величить
ƒозаправка проводилась непосредственно возле ангара р€дом с озером. Ќаш «пит-стоп» длилс€ чуть больше 40 секунд. Ётим же хронографом (он входит в пакет Sport Chrono) мы замер€ли врем€ и на трассах

«аднеприводные модели гораздо сложнее. «десь самое главное – не переборщить с газом. ¬ противном случае ждЄт либо разворот, если опоздал с коррекцией, либо больша€ потер€ скорости. Ѕыстрее всего ехать, не жаднича€, эффективно работа€ рулЄм и газом. ј самый простой способ – воткнуть, например, четвЄртую передачу. “огда дозировать т€гу будет существенно легче. Ќо зато как при€тно балансировать на грани, когда машина очень чутко реагирует на любые действи€.

”величить
≈динственное, что нужно сделать дл€ таких манЄвров  отключить PSM. ј режимами Sport и Sport Plus мы побаловались лишь единожды  в них нет необходимости. ќсобенно на заднеприводных модел€х  слишком обостр€ютс€ реакции на газ. ј на льду, наоборот, делать всЄ надо очень плавно

ќтдельна€ истори€ – Boxster. “акое ощущение, что в скользком повороте он едет по диагонали! ќн кажетс€ более стабильным, чем «911-й», но, в то же врем€, более вЄртким. » двигатель тут ближе к водителю, он буквально за спиной, и ты всем телом чувствуешь клЄкот оппозитного мотора. Ёмоции! ¬катыватьс€ приходитс€ дольше – много времени уходит на понимание того, какую ось сорвЄт первой. ¬ общем, крутить рулЄм «Ѕокстера» приходитс€ гораздо больше, из-за чего порой трудно определить, в каком положении наход€тс€ передние колЄса.

”величить
Ќа скользких покрыти€х Porsche ещЄ интереснее, чем на асфальте! ‘антастические настройки всего и вс€! –улевое управление, отклики на газ, звук двигател€  всЄ настолько «живое», что совершенно тер€ешь голову. ¬роде и понимаешь, что не может быть всЄ идеально, однако реально придратьс€ не к чему удовольствие получаешь от любой модели. ∆аль, что это всЄ не про нашу зиму. “олку-то от повадок, когда скребЄшь днищем по неубранным дорогам и не можешь проехать в двор?

ћежду тем, именно на заднеприводных машинах нам и предсто€ло проехать два «допа» на врем€. ≈дем писать стенограмму. —права – ѕаша  арин из «јвторевю», мы все эти дни ездили в одной «упр€жке». » тут же вопрос: «ј что писать?» “рассы извилистые, рассто€ни€ между поворотами будут только отвлекать, этот пункт исключаем сразу. ј основна€ сложность при определении градации поворотов – скорость. Ќа «прописке» едешь медленно, поэтому люба€ дуга кажетс€ более пологой. — грехом пополам за два проезда что-то вышло. Ќа третьем проверили, что-то поправили. ѕашина стенограмма оказалась чуть более сложной.

”величить
“ак как импровизированное ралли у нас было вечером, стала актуальной проблема освещени€, чтобы читать стенограмму. ќказалось, дл€ этих целей отлично подходит... подсветка в пассажирском козырьке. —о стенограммой проблем не возникло, глобальных ошибок ни €, ни мой «ко-драйвер» не совершали.  стати, ночное вождение  ещЄ одно новшество этого сезона Ice-Force

  вечеру повалил снег, что исключало использование дальнего света. ѕридЄтс€ поверить тому, что сам и написал. «ƒоп» на красной « аррере» мне понравилс€ больше. ќсобенно св€зка «правый три, переходит в правый крутой». «аправл€ешь нос внутрь и срываешь корму в занос, а ближе к следующему повороту коротко нажимаешь левой ногой на тормоз, задн€€ ось разгружаетс€, и угол скольжени€ становитс€ больше. ¬ результате вс€ св€зка проходитс€ чуть ли не единым движением.  расота! “расса настолько мен€ воодушевила, что € выиграл импровизированный спецучасток с преимуществом в 2 секунды. ј вот с «Ѕокстером» оп€ть пришлось повозитьс€. Ћишь начав использовать четвЄртую ступень, € избавилс€ от излишка т€ги и буквально на последней попытке смог-таки опередить лидера нашей группы на какие-то 0,4 секунды.

”величить
ѕосле пары контрольных прохождений казалось, что от стенограммы нет никакого толка  трассу-то уже почти выучил. ∆естокое разочарование постигло наутро, когда мы поехали уже без подсказок.  ак без рук!

¬ финальный день брифинга уже не было. ћы катались с инструкторами, они катались с нами и за нами, фиксиру€ ошибки. Ќикаких упражнений, только скоростные и извилистые трассы. ѕрогресс был налицо – даже на заднеприводных Porsche местами удавалось достичь 100 км/ч и при этом не сидеть в сугробах.  стати, наш с  ариным экипаж оказалс€ единственным, которому не потребовалась помощь « айена» с тросом. ћелочь, а при€тно.

”величить
’этчбек Porsche Panamera Turbo мне уже знаком. Ќо было интересно, как больша€ машина поедет по льду на «длинном» шипе. “ак что в один из дней несколько минут € потратил на «ѕанамеру». ≈дет хорошо, но не хватает коварства «Ѕокстера» и из€щества «911-го». ќно и пон€тно  т€жЄлый и мотор спереди

Ќо не обошлось без при€тного сюрприза и от организаторов. ѕод занавес нам выкатили 911 Carrera S, обутый в шины BF Goodrich. ѕо сути, это те же самые «√удричи», что использует школа quattro, но c с вырезанной центральной канавкой и трем€ сотн€ми 7-миллиметровых (!) шипов. Ёто уже элемент свежеизобретЄнной программы Ice Force S. “рек – овал с двум€ длинными пр€мыми. ” нас есть три круга. —ажусь за руль, справа ян. ¬ конце пр€мой – небольша€ шикана, обозначенна€ конусами. –азгон€юсь, скорость уже далеко за сотню. Ќачинаю тормозить. «–ано!» – кричит ян. «—трашно!» – отвечаю €.

”величить
—амое сложное при езде на таких длинных шипах  поверить в то, что машина фантастически цепл€етс€ за дорогу. ≈сли адаптироватьс€ быстро, можно получить незабываемое удовольствие даже от трЄх кругов. ¬ программе Ice-Force S все упражнени€ практически идентичны курсу Ice-Force, но проводить тренинг будут уже только на таких шинах (в них обуют шесть Porsche) 

ѕеред второй дугой € уже пон€л, зачем нужна шикана и дл€ чего нужна была тренировка торможени€ с боковым скольжением машины. “ак чуть лучше гаситс€ скорость на льду, а, кроме того, это позвол€ет сразу поставить « арреру» на нужный угол, чтобы всю дугу идти под газом в непрерывном заносе. Ќо тормозить всЄ равно начинаю раньше. Ќевозможно поверить в такой «держак» на льду! ј ведь мы и до этого ехали не на обычных шинах… “ри круга – п€ть минут восторга.

”величить
—частливые лица российской группы и наших инструкторов вполне передают те эмоции, что мы пережили за последние три дн€. –€дом с яном (вверху справа) јндрей  владелец Porsche 911 GT3. ќн оказалс€ не только весьма при€тным в общении человеком  было видно, что приехал на Ice-Force он не дл€ того, чтобы потом показывать друзь€м фотографии, а именно дл€ получени€ навыков. Ќеудивительно, что ехал он достаточно хорошо и быстро.  стати, строгий наказ мы выполнили  ни один Porsche не пострадал

¬ общем, нас всех подсадили на крючок. ¬ финальное утро хотелось только одного – чтобы автобус повЄз нас не в аэропорт, а снова на озеро. ¬ыбор машин поражает мозг, а их поведение цепл€ет за душу. Ћишний повод взгрустнуть, что Porsche пока не по карману. ј прекрасные трассы и работа классных инструкторов делает из этих трЄх дней Ice-Force короткое мгновение.  урс захватывает до последней клеточки, как впервые увиденное пол€рное си€ние (нам предоставилось и такое зрелище!). ќ таком приключении может мечтать любой человек, в крови которого есть хот€ бы капелька бензина. ƒа, 5,5 тыс€ч евро – сумма очень серьЄзна€. Ќо и в следующем году на Ice-Force будет полна коробочка. “еперь у слушателей есть ещЄ один стимул – лучшим выпускникам пришлют приглашени€ на Ice-Force S. «а это стоит поборотьс€!

”величить

¬адим √агарин
‘ото автора, —танислава Ўустицкого и компании Porsche

http://auto.mail.ru/article.html?id=33999

–убрики:  ћир вокруг/“ехнику в жизнь!



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку