-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Gerdanka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.06.2007
«аписей: 30639
 омментариев: 20050
Ќаписано: 66758


ѕлюсы и минусы домашнего воспитани€

ѕонедельник, 14 ћарта 2011 г. 16:00 + в цитатник

” некоторых взрослых, прошедших советскую систему воспитани€ в садиках и €сл€х, остались достаточно негативные воспоминани€ об этом периоде жизни. » не все родители хот€т подобных "радостей" дл€ своих детишек. »менно поэтому они предпочитают сами заниматьс€ развитием ребенка, формированием его личности и развитием его способностей, не прибега€ при этом к помощи бабушек-дедушек и к услугам н€нь и индивидуальных репетиторов.

Ќе все родители уверены в том, что сегодн€шнее общественное дошкольное образовании способно обеспечить самые благопри€тные услови€ дл€ детского развити€. ¬ св€зи с этим многие взрослые отдают предпочтение домашнему воспитанию, или как его еще иначе называют - семейному. ” такого варианта есть свои достоинства и недостатки. ¬ нашей сегодн€шней статье мы поговорим и о тех, и о других.

Ќачина€ уже с первых мес€цев, и по мере взрослени€ ребенка родители все чаще начинают задумыватьс€ о том, какое воспитание предпочесть в дошкольный период. ¬ариантов масса: отдать в государственный или частный €сли, а затем садик; доверить дело н€н€м; передать в руки бабушкам и дедушкам. ≈сли финансы позвол€ют, то нан€ть гувернера или гувернантку.  аждый вариант имеет свои плюсы и минусы. » в этой ситуации каждый родитель должен принимать самосто€тельное решение, ориентиру€сь исключительно на свои собственные ощущени€ и потребности своего ребенка. Ќемаловажным фактором в этом случае €вл€етс€ уровень материального дохода всей семьи.

 ак правило, если папиной (или наоборот, маминой) зарплаты вполне хватает, чтобы обеспечивать всем необходимым всех членов семьи без исключени€, то мама (или папа) может спокойно зан€тьс€ домашним интеллектуальным и личностным развитием ребенка. Ѕолее того, если оп€ть-таки финансовые возможности позвол€ют, это можно делать не только самосто€тельно, но и с помощью частных педагогов и индивидуальных репетиторов.

» в этом случае ребенок не будет подвергатьс€ тем негативным фактором, которые не исключены в случае его посещени€ дошкольного учреждени€. ¬ы, дорогие родители, не будете, в частности, волноватьс€ по поводу того, что ¬ашего отпрыска воспитают не в том ключе, которое бы ¬ас устроило. ¬ас не будут т€готить опасени€ относительно того, что ребенок не получает должного родительского тепла и заботы. Ќу и, конечно же, все тревоги, что ¬ашего ребенка обдел€т вниманием, научат чему-то плохому или будут обижать (у каждого родител€ свои страхи и опасени€), отныне не будут занимать ¬ашу голову и сердце. ќднако есть и другие причины, толкающие родителей выбирать дл€ своих детей форму домашнего развити€.

≈ще совсем недавно считалось, что "домашние" дети, которые не посещали детских садов, это какие-то особенные дети. ќни с трудом привыкают к новым об€занност€м и правилам, которые по€вл€ютс€ в их новой, школьной, жизни, они не столь социально адаптированы, как их детсадовские сверстники, и трудности в контактах с ровесниками - это неизбежна€ данность.  роме того, реалии прошлого были таковы, что в семьи должны были работать и мама, и папа. » не у всех были бабушки с дедушками, готовые зан€тьс€ воспитанием подрастающего поколени€.

¬ св€зи с этим в конце прошлого века в нашей стране подавл€ющее большинство школьников составл€ли дети, которые выросли в стенах сначала €слей, затем садиков. ѕри этом детей, получивших воспитание исключительно в стенах дома, можно было пересчитать по пальцам. ¬ последнее врем€ ситуаци€ в этой области изменилась кардинально.

ѕочему многие родители дошкольников сейчас предпочитают домашнее воспитание, и чем они руководствуютс€, отказыва€сь от услуг садиков?  ак по€сн€ют психологи, дл€ многих родителей домашнее воспитание представл€етс€ более естественным. ¬зрослыми, в частности, руководит желание обеспечить ребенка возможностью расти в привычных ему, домашних, услови€х, в которых бы соблюдалс€ тот режим, к которому малыш приучен с самых первых дней своей жизни.

  тому же мамы и папы хот€т обеспечить индивидуальный подход к своему чаду с учетом его личных особенностей и особенностей жизни и уклада всей семьи. –азве воспитатель детского сада, какой бы при этом не была маленькой группа, может обеспечить сразу всем реб€тишкам одновременно "домашнее" качество ухода и индивидуальное отношение? —корее всего, нет.

 роме того, родители не хот€т, чтобы их чадо подвергалось в процессе дошкольного воспитани€ лишним нагрузкам и стрессам. ќ том, что этого будет в достаточном количестве позже, уже в школе, говорить не приходитс€. ј пока ребенок маленький хочетс€ уберечь его от суровых жизненных реалий.

Ќад взрослыми может также довлеть страх за маленького человека и опасени€, что он может пострадать от непрофессионализма воспитателей. ќставить ребенка дома взрослых подталкивают, в частности, собственные воспоминани€ из детсадовского детства, где педагоги позвол€ли себе поведение и допускали вещи, которые могли напугать, обидеть и даже нанесли в некотором роде психологическую травму будущему родителю.

Ќередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общени€ в детском учреждении с не самым благожелательным и безобидным окружением в лице других детей. ѕоследние могут быть слишком агрессивны, невоспитанны, злы и могут даже, не дай бог, научить ¬аше чадо "плохому".

 роме того, домашнее воспитание подразумевает то, что ребенок будет получать исключительно домашнее питание, которое будет составлено исключительно с учетом традиции семьи и индивидуальных особенностей ребенка.

Ѕольшую роль при выборе такого рода воспитани€ играют также родительские опасени€, св€занные с тем, что дети, ход€щие в садик, намного чаще болеют. Ќаслушавшись рассказов мам садовских малышей о том, что они не "вылаз€т с больничных", а их кровиночки перебаливают всем, чем только можно, обеспокоенные родители решают: нам такого не надо. » на семейном совете приход€т к выводу: необходимо посадить ребенка в стенах дома и заниматьс€ его воспитанием и развитием лично. ѕричем многие даже не понимают, что это совсем не решение проблемы.

≈сли же у родителей есть желание и главное - позвол€ют возможности, они могут заниматьс€ с малышом не только самосто€тельно, но и могут нан€ть себе дл€ подмоги гувернантку или репетиторов. ¬ этом случае домашнее обучение может проходить на основах более профессионального подхода.

¬ отличие от детского сада, где к дет€м примен€етс€ обща€ и зачастую стандартна€ дл€ всех программа, рассчитанна€ на усредненную возрастную норму, в ходе домашнего обучени€ родители могут использовать новые, более усовершенствованные программы подготовки ребенка к школе и различные авторские методики. Ѕолее того, родители смогут удел€ть больше внимани€ "слабым" сторонам ребенка и активно развивать более "сильные".

  одним из безусловных плюсов домашнего воспитани€ детей относитс€ исчезновение из семейного бюджета такой статьи расходов, как детсад. ј ведь это экономи€ как минимум 2 500 тыс€ч рублей ежемес€чно. Ќу, если не считать еще размеров единоразовой вз€тки, которую некоторые вынуждены давать за то, чтобы их ребенок вообще попал в дошкольное учреждение.  роме того, мамы и папы навсегда забывают также о дополнительных "поборах" в течение года (на подарки воспитател€м, на костюмы дл€ детского утренника, на игрушки и материалы дл€ поделок и так далее).

¬ общем, плюсы домашнего воспитани€ очевидны. ќднако при всех несомненных достоинствах у такого воспитани€ есть и свои минусы. ¬от о них мы поговорим сейчас более подробно. ѕсихологи выделают четыре негативных и маложелательных фактора.

¬о-первых, общение исключительно с членами своей семьи, ну или на худой конец еще и с гувернером или репетитором, ограничивает возможности ребенка овладеть навыками общени€ со сверстниками. Ёто не самым лучшим образом может сказатьс€ на его умении в дальнейшем взаимодействовать с окружающими. ћожет также пострадать детска€ способность уверенно чувствовать себ€ в школьном коллективе - в частности, и в социуме - в целом.

¬о-вторых, оградив детский иммунитет от неизбежных детских "бол€чек", которыми он может переболеть в детском саду, ¬ы рискуете по полной огрести себе эти же проблемы в период школы.

¬-третьих, при обучении в группе и во врем€ пребывани€ в детском садике у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижени€ с успехами сверстников.  ак говор€т психологи, это положительным образом вли€ет на формирование детской самооценки и "прививает" способность критично относитьс€ к своим успехам.

¬-четвертых, детсадовский ребенок лучше овладевает столь необходимыми навыками самообучени€, которые, несомненно, помогут ему по жизни. ¬едь не секрет, что дл€ успеха во взрослой жизни нужны не столько сами знани€, которые мы приобретаем в процессе дошкольного и школьного обучени€, сколько умение добывать их самосто€тельно из различных источников.

»так, мы рассказали о плюсах и минусах домашнего воспитани€. ¬ этой св€зи мы советуем прислушатьс€ к мнению психологов и учесть их доводы, говор€щие о том, что домашние обучение имеет целый р€д негативных последствий дл€ детского развити€. “ак что же по этому поводу говор€т специалисты?

ћнение большинства детских психологов на этот счет таково: если ¬ы все-таки предпочли дл€ своего ребенка домашнее воспитание, то следует также учесть, что дл€ малышей от 1 до 3 лет идеальным вариантом €вл€етс€ совмещение такого воспитани€ с регул€рным посещением развивающих зан€тий в специальных группах развити€. ѕри этом желательно, чтобы количество маленьких посетителей в таких группах не превышало 8 человек.

¬ таком случае "убиваетс€" сразу несколько "зайцев": педагоги смогут уделить ¬ашему ребенку больше внимани€, нежели в €сл€х. ј благодар€ индивидуальному подходу они смогут донести до ребенка то, что никак не удаетс€ ¬ам. ѕлюс ребенок в этом случае получает определенную порцию столь необходимого ему в этом возрасте общени€ со сверстниками. Ѕолее того, такие зан€ти€ будут полезны и дл€ мам. ќни смогут пон€ть, чем именно и как нужно заниматьс€ в этом возрасте с малышом дл€ его гармоничного развити€.

ѕосле 3-4 лет и вплоть до школы дет€м будет полезно продолжить свое образование в детском дошкольном учреждении, говор€т специалисты. ≈сли такой вариант дл€ родителей категорически неприемлем, то детские психологи советуют им прислушатьс€ к следующему совету: малыши в этом возрасте должны регул€рно посещать хот€ бы продолжительные зан€ти€ в развивающих группах. Ёто просто необходимо не только дл€ интеллектуального и общего психического развити€, но и дл€ формировани€ социальных навыков.

Ќе стоит также забывать, что программа обучени€ в дошкольном возрасте постепенно усложн€етс€ и заниматьс€ с ребенком надо не то чтобы много и часто, как наивно думают некоторые родители, а качественно. ј вот качество - это всегда прерогатива исключительно специалистов с дипломами, а не как мам-самоучек, которые пусть и изучили не один дес€ток книг по данной тематике, но при этом вр€д ли обладают большим и весомым опытом профессионалов своего дела.

 роме того, в этом возрасте дл€ малышей значительно возрастает роль регул€рного общени€ с другими детьми. » лишение этого может в будущем аукнутьс€ определенными проблемами в школе.   сожалению, некоторые взрослые думают, что общени€ в кругу семьи и детской песочнице - вполне достаточно дл€ того, чтобы ребенок социально адаптировалс€ к услови€м жизни в социуме. ƒумать так - в корне неправильно.

≈сли, несмотр€ на все доводы психологов, ¬ы по-прежнему уверены в том, что справитесь с домашним воспитанием подрастающего поколени€ собственными усили€ми, то нам на это возразить больше нечего. ¬от только помните, что ответственность за то, насколько ¬аш "домашний" ребенок будет в будущем развит, самосто€телен и общителен, в этом случае ложитс€ полностью на ¬аши плечи. » ¬ы должны быть готовы к очень серьезной и трудной работе.

pmoney.ru

–убрики:  ќмоложение с удовольствием/—тиль жизни / ѕсихологи€ / —аморазвитие
—ад детей
© Gerdanka (Ingigerda)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку